Н.А.Суяргулов об увлечении Кораном, арабистике и исламоведении

Званий, регалий и профессий у кандидата филологических наук, отличника образования Республики Башкортостан, лауреата премии им.Салавата Юлаева Нурмухамета Алибаевича Суяргулова хватило бы на десяток человек. Чтобы пересчитать учебные заведения, в которых он постигал науки, понадобятся пальцы обеих рук. Это не считая трёх сельских школ: в его родном Кабакушево была лишь начальная школа – доучиваться пришлось в соседних деревнях. После окончания семилетки с похвальной грамотой подал документы в Республиканский физкультурный техникум, потом окончил второй техникум – машиностроительный, затем механический факультет сельхозинститута. Уже в зрелом возрасте окончил курсы в вузах ряда арабских государств.
В его трудовой книжке – 29 лет педагогического стажа. Довелось поработать и на заводе. Был главным инженером в колхозах и совхозах. Несколько лет отдал журналистике, поработав и селькором, и литературным сотрудником нескольких районных газет. В 1992-м с должности директора «Агропромэнерго» Ишимбайского района был приглашён преподавать арабский язык  в Республиканскую башкирскую гимназию-интернат № 2 в г.Ишимбае. Оттуда – в СГПА.

 

Из всех видов профессиональной деятельности Нурмухамета Суяргулова увлечение Кораном выглядит самым экзотичным. Но только на первый взгляд. На самом же деле интерес к Священному Писанию когда-то заложил в нём отец, имам сельской мечети.

– Советская власть заставила отца отказаться от духовного сана, – рассказывает Нурмухамет Алибаевич. – Но произошло невероятное: через полгода (дело было в 1922 году) он был восстановлен указом муфтия Башкирии Мансура Халикова. Чекисты не раз приходили к нам, но странное дело: козырнув, тут же уходили прочь. А виной всему был… мандат помощника комиссара по продовольствию. На селе отца называли просто «комиссаром».
Давно в селе снесли мечеть, муфтия Башкирии Мансура Халикова арестовали в 1929-м, в 1934-м он умер в лагерях, а отец, прошедший Первую мировую, гражданскую, репрессии 30-х, до конца жизни оставался сельским муллой. Видно, был у него свой ангел-хранитель.
Вы – участник одного из первых городских праздников шежере. Ваша родословная, насколько мне известно, включает 24 поколения. Составить такое древо, наверное, было непросто.
– После отца осталось несколько тетрадей с записями на арабском. Но в эпоху социализма шежере десятилетиями отвергались на том основании, что в них были сведения религиозного характера. Ситуация начала меняться лишь в 1960-е годы. Именно тогда один из экземпляров записей отца увёз в Уфу известный этнограф и профессор Р.Г.Кузеев. На основе второго экземпляра я и составил свою родословную. Особых проблем с прочтением записей не возникло: учение отца пошло впрок. А вот арабский язык пришлось постигать самообразованием. Потом, в 90-е, представилась возможность получить образование в Сирии – в Дамасском исламском университете Абу-Ан-Нур. В 1995 г. прошёл стажировку в Иорданском университете.
Вы – автор ряда учебников и учебных пособий по арабскому языку, красочно иллюстрированной книги «На земле двух святынь», которая стала путеводителем для мусульманских паломников. В начале 1990-х в соавторстве с Д.Д.Магадиевым и Ф.Н.Баишевым переводили Коран на башкирский язык. За этот перевод вам было присвоено звание лауреата Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева. Расскажите об этой работе. Зачем нужно Священное Писание на башкирском, если при богослужении Коран читается только на арабском языке?
– Уникальность этого издания в том, что оно состоит из трёх текстов: арабского оригинала, транскрипции арабского текста на основе башкирской фономорфологии и перевода на башкирский язык. Нами были разработаны принципы транскрипции арабских слов на фонетической основе башкирского языка. Коран на башкирском был опубликован в конце 1993 г. в Москве тиражом 50 тысяч экземпляров и после этого несколько раз переиздавался.
Практическая работа получила обобщение и в форме научного исследования: в 2004 году в БГУ я защитил кандидатскую диссертацию по теме «Особенности языка и стиля башкирского перевода Корана». Диссертационное исследование написано с привлечением обширного материала и посвящено одной из актуальных и перспективных в современной башкирской лингвистике и лингвокультурологии проблем.
Вы – специалист не только в арабистике, но и в исламоведении. В этой связи хотелось бы немного затронуть вопросы исламской морали. Не секрет, что в обывательской среде бытуют некоторые заблуждения. Например, ислам якобы притесняет женщин. Кто, как не вы, может аргументированно опровергнуть это мнение.
– Я приведу лишь один случай из сотен, свидетелем которого был сам. Девушка зашла к ректору по делам. И все мужчины-преподаватели, которые находились в это время в кабинете, как по команде уткнулись в свои бумаги или стали сосредоточенно читать газеты. Лишь ректор разговаривал с ней, глядя в лицо. Когда она вышла, все дружно оторвались от своих бумаг. Европейцы такое поведение могут принять за неуважение к женщине. На деле всё как раз наоборот. Глазеть на женщину в арабских странах – признак невоспитанности и склонности к прелюбодеянию. В исламских странах мужчины опасаются задеть женщину даже взглядом. Там мужчина не может остановить на улице незнакомую женщину, чтобы спросить, скажем, как пройти или проехать куда-либо. Мужчина может обратиться лишь к мужчине, женщина – к женщине.
Нормы поведения формируются с младых ногтей, на основе веры. В Иордании, например, нет Министерства образования. Оно у них называется Министерством воспитания и образования. И это, на мой взгляд, более точное определение. Потому что воспитание превыше образования. Человек может быть образованным, но оставаться при этом невоспитанным. У нас в школах дают образование. А воспитанию должного внимания не уделяется.

– Поговорим о другом. В эпоху горбачёвской антиалкогольной кампании в нашей стране насильно насаждали трезвый образ жизни. В том числе и через так называемые безалкогольные свадьбы. Нашему обывателю трудно представить себе свадьбу без выпивки. Но вам-то наверняка приходилось бывать на подлинно мусульманских свадьбах. Не скучно было?
– Такого веселья, как на мусульманской свадьбе в Дамаске, я нигде больше не видел. Гуляли три дня. В первый день жениха и невесту встречали оркестром. Впрочем, «оркестр» громко сказано. Обычные самодеятельные музыканты играли на обычных инструментах: флейте, барабане, бубне, смычковых инструментах. Все веселились под живой звук, никакого микрофона, никаких фонограмм.
На второй день было грандиозное угощение. Причём мужчины и женщины сидели в разных комнатах. И ни грамма спиртного, хотя купить его в специализированных магазинах – не проблема. Музыка, песни, танцы… Потом начались «скачки». Взобравшись на спину друг другу, молодые люди, размахивая саблями, изображали бой. Стоял невообразимый хохот…
Наконец, состоялась регистрация (кроме никаха светская регистрация обязательна). Расселись: справа – мужчины, слева – женщины. Всё было очень торжественно и чинно.
– Вернёмся к Корану. Что, кроме религиозного аспекта, дало вам его изучение?
– Коран заставляет задуматься о своём предназначении в бренном мире. Личность в нём рассматривается только как духовное средоточие. Ни положение человека в обществе, ни должность, богатство, возраст, пол, национальность, образование для оценки человека не играют никакой роли. Единственной и основной характеристикой человека является нравственность. Коран учит тому, что высоконравственный член общества – хороший семьянин, уважает родителей, близких и мнение всех окружающих, никогда не переступит закон, терпелив, всегда готов помочь другим…
Мне могут возразить: у нас светское общество. На это отвечу словами русского классика А.П.Чехова: «Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек». Какие бы трудности бытия ни вставали у нас на пути, высшим мерилом человеческой жизни остаётся следование моральным законам. Соблюдение этических правил – это обязательное условие для каждого, кто хочет быть в ладу с самим собой, с окружающими людьми, обществом, природой, наконец. Это проповедуют все религии, в том числе и ислам.

Автор: (23 Апр 2014). Рубрика: Лента новостей, Образование, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




1 комментарий   “Н.А.Суяргулов об увлечении Кораном, арабистике и исламоведении”

  1. Зимфира

    Я б таким людям давала Нобелевскую премию мира. а не обашкам

Ответить

*

Фотогалерея


Войти