Вспоминая о Сирии. Почему в этой стране не пьют, не воруют и доверяют ближнему

Конкурсная работа

Когда видишь, во что сегодня превратили Ливию и Египет «оранжевые» революции, когда слушаешь репортажи из объятой братоубийственной войной Сирии, всплывают воспоминания об этой дружественной нам стране, которая едва не исчезла. В девяностые годы  мне довелось  несколько месяцев жить и учиться в Сирии. Приведу несколько эпизодов из моей сирийской командировки.

7 июня 1993 года. После лекций в исламском университете Аби-Ан-Нур, где мы тогда проходили стажировку, я вышел на автобусную остановку. Там уже скучало человек пятнадцать. Подошёл автобус. В него вошли две пожилые женщины, а я по привычке решил войти последним, чтобы не толкаться. И тут произошла непонятная для меня заминка. Автобус не трогался, люди, в основном молодёжь, продолжали стоять, вопросительно поглядывая на меня. Наконец, сообразив, что я иностранец, они вежливо, жестами предложили мне пройти в автобус.

Для меня, привыкшего к тому, что общественный транспорт надо брать штурмом, это было шоком. Не успел я войти в автобус, как двое парней, вскочив с места, предложили мне сесть. И в дальнейшем я не раз убеждался в том, что уважение к старшим здесь прививается через веру с раннего детства. Каждый мусульманин здесь помнит слова Пророка: «Поистине признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения по отношению к седому мусульманину».

Настоящим бичом нашего общества является алкоголизм. По потреблению алкоголя на душу населения Россия вышла на передовые позиции в мире. Статистика обычно сравнивает нас с ведущими европейскими странами. А попробуй провести такое сравнение, допустим, с Саудовской Аравией или Ираном – ничего бы не получилось. Потому что в этих странах спиртное вообще не употребляют.

Сирия считается светским государством. Но и там вы не увидите даже подвыпившего человека. Хотя официально спиртное не запрещено. На третьей неделе нашего пребывания в Дамаске (дело было в сентябре 1993-го) администратор университета Абу Камаль, он же старший группы, посадил нас в микроавтобус «Тойота» и повёз на место пятничного отдыха горожан, что в километре от телецентра. По нашему – на загородный пикник. Вскоре мы влились в разноцветную пёструю толпу, которая нескончаемым потоком двигалась пешком, на автомобилях, автобусах и мотоциклах с пожитками. Один из наших сокурсников, Мухаммед из Дагестана, хитро подмигнув, пошутил: «Ну, ребята, держитесь, скоро будем глушить пиво с воблой. Небось, там полно ларьков…».


Добравшись до места, увидели, что, расположившись семьями или группами на коврах, люди либо читали Коран, либо совершали намаз, либо распивали чаи из привезённых с собой самоваров. Вели чинные беседы в окружении детей, которые, в свою очередь, старались им подражать. Хорошим тоном у них считалось пригласить к своему застолью соседей… Теперь каждый раз, когда я вижу загаженные пустыми бутылками и прочими отходами наши полянки и опушки, я вспоминаю сирийские пикники.

Коран и хадисы Пророка сурово осуждают и такой древний порок человечества, как воровство. У нас бытует мнение, будто в исламских странах ворам прилюдно отрубают пальцы рук. «Вы здесь не найдёте людей с отрубленными пальцами на руках», – отвечали нам сирийцы. И драконовские законы тут ни при чём. Всё дело в менталитете. Продавцы овощей и фруктов оставляют на ночь свой товар прямо на улице. И никому не придёт в голову прихватить неохраняемое добро.

Курьёзный случай произошёл с моим соседом по комнате в общежитии. Однажды он вернулся домой в расстроенных чувствах: где-то «посеял» свои часы. Каково же было его удивление, когда спустя неделю он обнаружил их на скамейке, на остановке, там, где снял их, чтобы настроить, и в спешке забыл…

В другой раз по дороге к микрорынку на улице Кафтау я заглянул в промтоварный магазин, что в двухстах метрах от университета Аби-Ан-Нур. Продавец, он же хозяин магазина, с радушной улыбкой предложил мне чаю. Отказываться от угощения нельзя – можно обидеть человека. Спустя какое-то время он вдруг предложил мне посидеть в его магазине – ему нужно было срочно отлучиться по делам. «Проще закрыть магазин», – ответил я резонно. «Если закрою магазин, сюда больше никто не придёт, – отвечает тот. – А вы посетителям скажете, что хозяин ненадолго ушёл, скоро придёт».

Столь странный поступок привёл меня в замешательство. Ведь я впервые зашёл в его магазин. Я – из России, он ничего обо мне не знает. Разве можно доверять магазин первому встречному, да ещё и иностранцу? Когда он вернулся, я спросил его, каждому ли он может так довериться. «Ты меня, конечно, не знаешь, ведь для иностранцев мы, арабы, все – на одно лицо, – ответил он. – Но я тебя ежедневно вижу в мечети. Ты мусульманин, значит, ты мне как брат. А не доверять брату грешно». Вот такая философия…


В Дамаске я познакомился с работником представительства «Аэрофлота» в Сирии Юрием Киргизовым. Сам он русский, родом из Челябинска.
«Наверное, ждёшь отпуска, как манны небесной? – поинтересовался я у него. – Скучаешь по дому?».
Прямолинейность и искренность его ответа настолько поразили меня, что я счёл за благо закрыть тему. «За шесть лет всего один раз был на родине, – сказал он. – И то раньше времени улетел обратно. Веришь ли, по ночам не мог уснуть. Привык засыпать под звуки азана, хотя я и не мусульманин. Да и криминогенная обстановка достала: того и гляди ограбят или покалечат. А тут я могу спокойно уснуть хоть на газоне, даже положив рядом кошелёк с деньгами, уверенный, что меня никто не тронет».

Можно было бы приводить подобные примеры и далее. В странах, где ислам является государственной религией, предписания Корана формируют у жителей устойчивый комплекс нравственных ценностей и пронизывают практически все стороны жизни общества: политику, идеологию, социальную сферу, образование, культуру, быт… Попадая в такую страну, на себе ощущаешь не только жаркий климат и своеобразие архитектуры, но и особенности менталитета её жителей. Одной из таких стран является Сирия. Чуть не сказал, «являлась». Хочется верить, что такой она и останется: дружественной, гостеприимной и в то же время светской.

Н.СУЯРГУЛОВ,
кандидат филологических наук

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (29 мая 2014). Рубрика: Конкурс, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти