Поверь, пойми, помоги. Этим заповедям учитель математики А.И.Порываева верна всю жизнь

...Майское солнце кидает в окна щедрый свет. По классу гуляют весёлые солнечные зайчики – это Санёк стянул у девчат зеркальце и развлекает народ. Скоро каникулы. Хорошо! Старшеклассники расслабились на большой перемене, но следующий урок – математика. Нужно собраться. Антонина Ивановна не терпит разгильдяйства. У неё как-то стыдно дурака валять. Хорошая она всё-таки. Не ругается, не кричит. Если напортачишь, сделает строгий вид, а глаза всё равно добрые. Пятиклассники, совсем недавно выпорхнувшие из тепличных начальных классов, жались к учительнице, утверждая, что у неё мамино лицо.
Тихо у Антонины Ивановны на уроках, и учёба идёт гладко. Даром что математика – сложная наука. Когда преподаватель говорит, что ты можешь, что у тебя всё получится, и реально верит в тебя, начинаешь стараться. И в конце концов решается даже самая трудная задача.
Однажды учеников школы № 12 , где Антонина Ивановна Порываева работает уже 29 лет, спросили, что они ценят в учителях больше всего. И услышали:
– Понимание, доброту, желание помочь и ободрить.
Казалось бы, ничего сложного – пойми, поверь, помоги… А какие результаты! Среди учеников А.И.Порываевой есть неоднократные победители и призёры олимпиад самого разного уровня, от городских до международных. В этом году Федеральный центр образования и науки «Олимп» наградил Антонину Ивановну специальным орденом и Почётной грамотой за активную работу по подготовке достойных участников международных олимпиад школьников.

 

СТРАНИЧКА ИЗ ШКОЛЬНОЙ ТЕТРАДКИ

А.И.Порываева – сама выпускница школы N 12. Она уверена, что особая атмосфера этого учебного заведения сформировала её и как личность, и как профессионала.
– В начальных классах, – говорит Антонина Ивановна, – нас учила и воспитывала наша удивительная Вера Дмитриевна – очень добрый, понимающий, интеллигентный человек. Мы обожали её и подражали во всём. Вспоминая школьные годы, понимаешь, какая ответственность лежит на учителях. Не зря говорят: «Какой учитель – такой и ученик».
Преподаватель математики старших классов Валентина Алексеевна Кусова определила всю мою учительскую жизнь. Она постоянно поддерживала меня, учила ценить себя и верить в свои силы. В моём книжном шкафу до сих пор хранятся старые школьные тетрадки, где она писала замечания и ставила отметки. В одной из них загнута страничка, на ней написано: «Тонечка, ты умница, молодчина! Ты всё сможешь!».
Эти записи имели отношение уже не к математике, а к жизни. Сейчас ведутся разговоры о том, что преподаватель не должен быть ещё и воспитателем. Может быть, это верно для Западной Европы и США, а в России, где слово «учитель» означает не урокодателя, а наставника, подмена понятий не сулит ничего хорошего. Дети признают только такого педагога, который после уроков беседует с ними на острые темы, ходит в походы, сумеет при случае наладить отношения с родителями, выручит из беды. Мои учителя были именно такими. Радует, что в нашей школе и сегодня есть такие учителя: Лидия Анатольевна Щелина, Валерий Викторович Костомаров, Вера Дмитриевна Дерябина, Ольга Ивановна Сурнина, Нина Ивановна Заплатина, Вера Николаевна Огибалова, Татьяна Витальевна Фаварисова, наш директор Евгения Николаевна Маркелова… Да что перечислять! У нас собран целый коллектив донкихотов от педагогики. Сражаемся в меру сил и возможностей с ветряными мельницами. Но ведь и радостью, и наградами не обделены. Самая лучшая из наград – благодарность выпускников. Встречаю как-то бывшего ученика. Много он в своё время покуролесил, но к старшим классам остепенился и взялся за ум. Разговариваем, вспоминаем… Вдруг он мне заявляет:

– Антонина Ивановна, я вам своего сына приведу!
– А помнишь, как ты от меня бегал, в окно выпрыгивал?
– Дурак был. Но вы своего добились. Нормально потом всё было. Хочу, чтобы и мой сын у вас учился. Я не только математику имею в виду…

ЧЕМ ХОРОША МАТЕМАТИКА?

XXI век – время стремительного развития науки и техники. Понятно, что и образование не должно отставать. И первый же вопрос, заданный Антонине Ивановне, затрагивал именно эту проблему:
На математику отводится достаточное количество часов?


– Учебных часов не хватает даже для усвоения официальной программы. Не говоря уже о том, что сейчас просто необходимо расширить курс математики, включив в него такие разделы, как булева алгебра, понятия математической логики, элементы математической статистики.
Почему ваш предмет вообще нужно учить?
– Отвечу на ваш вопрос словами Ломоносова и Суворова. Первый говорил: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Второй называл математику гимнастикой для ума. Следовательно, она нужна как физикам, так и лирикам. Филологам тоже крайне необходима. Есть сейчас такой предмет – математическая лингвистика. Он доказывает, что законы языка имеют математическую основу.
А если человек «генетически» не расположен к предмету?
– Каждый человек способен размышлять, значит «генетически» расположен к математике. Другое дело, что математика всегда считалась одним из самых трудных предметов в школе. Ведь её нельзя усвоить без серьёзных интеллектуальных усилий, без того, чтобы понять и запомнить правила, научиться применять их на практике. Но если, об этом я уже говорила, постоянно внушать ученику, что он умница, молодчина и всё сможет, он осилит и математику.
Ученик игнорирует ваш предмет. Что вы будете делать?
– Работать. Культивировать у него привычку к размышлениям сначала на жизненные темы, а затем на математические. Будем идти от конкретного к абстрактному. Этот путь прошло человечество. Почему его не сможет пройти отдельный человек? Есть и ещё одно верное средство. Для того, чтобы влюбить учеников в математику, надо их удивить. Удивление – начало познания. Это педагогическая аксиома.
Если бы вы были министром образования, что бы вы хотели изменить в преподавании вашего предмета?
– Углубить программу, расширить курс, добавить часы.
Нужны ли дополнительные технические средства для ваших уроков, или они, наоборот, отвлекают от сути?
– Технические средства обучения используются на уроках уже очень давно. Сначала учителя показывали учебные фильмы, затем появились компьютеры, интерактивные доски, ноутбуки и другая современная техника, которую, надо признать, дети осваивают быстрее взрослых; заодно ими усваивается и новый материал.
Квалификация учителей по вашему предмету растёт?
– Что тут скажешь. Как в любой профессии, у кого-то она растёт, а у кого-то нет. Если говорить о молодых учителях, которые недавно получили дипломы, они тоже разные. Но нынешнюю молодёжь отличает, на мой взгляд, излишний рационализм: всё у них рассчитано, подсчитано, по полочкам разложено. Они не хуже и не лучше нас. Они – другие.
Что изменилось в преподавании вашего предмета за последние годы?
– Появились новые, очень эффективные методики преподавания, учителя-новаторы, у которых есть чему поучиться, современные технические средства обучения.
ЕГЭ – это зло (по отношению к вашему предмету)?
– А.С.Пушкин считал, что геометрия, как и поэзия, требует вдохновения. А кого могут вдохновить тесты? На мой взгляд, идеальный экзамен – это беседа ученика с преподавателем, от которой оба получают удовольствие.
Ваш предмет зависит от идеологии?
– Наверное, зависит. Неслучайно математиков преследовали в самое разное время диктаторы самых разных мастей. Люди, занимающиеся гимнастикой для ума и обучающие этому других, не нравятся вождям народов.

Вы удовлетворены качеством школьного образования?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (19 Июн 2014). Рубрика: Главное, Лента новостей, Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти