Поверь, пойми, помоги. Этим заповедям учитель математики А.И.Порываева верна всю жизнь

...Майское солнце кидает в окна щедрый свет. По классу гуляют весёлые солнечные зайчики – это Санёк стянул у девчат зеркальце и развлекает народ. Скоро каникулы. Хорошо! Старшеклассники расслабились на большой перемене, но следующий урок – математика. Нужно собраться. Антонина Ивановна не терпит разгильдяйства. У неё как-то стыдно дурака валять. Хорошая она всё-таки. Не ругается, не кричит. Если напортачишь, сделает строгий вид, а глаза всё равно добрые. Пятиклассники, совсем недавно выпорхнувшие из тепличных начальных классов, жались к учительнице, утверждая, что у неё мамино лицо.
Тихо у Антонины Ивановны на уроках, и учёба идёт гладко. Даром что математика – сложная наука. Когда преподаватель говорит, что ты можешь, что у тебя всё получится, и реально верит в тебя, начинаешь стараться. И в конце концов решается даже самая трудная задача.
Однажды учеников школы № 12 , где Антонина Ивановна Порываева работает уже 29 лет, спросили, что они ценят в учителях больше всего. И услышали:
– Понимание, доброту, желание помочь и ободрить.
Казалось бы, ничего сложного – пойми, поверь, помоги… А какие результаты! Среди учеников А.И.Порываевой есть неоднократные победители и призёры олимпиад самого разного уровня, от городских до международных. В этом году Федеральный центр образования и науки «Олимп» наградил Антонину Ивановну специальным орденом и Почётной грамотой за активную работу по подготовке достойных участников международных олимпиад школьников.

 

СТРАНИЧКА ИЗ ШКОЛЬНОЙ ТЕТРАДКИ

А.И.Порываева – сама выпускница школы N 12. Она уверена, что особая атмосфера этого учебного заведения сформировала её и как личность, и как профессионала.
– В начальных классах, – говорит Антонина Ивановна, – нас учила и воспитывала наша удивительная Вера Дмитриевна – очень добрый, понимающий, интеллигентный человек. Мы обожали её и подражали во всём. Вспоминая школьные годы, понимаешь, какая ответственность лежит на учителях. Не зря говорят: «Какой учитель – такой и ученик».
Преподаватель математики старших классов Валентина Алексеевна Кусова определила всю мою учительскую жизнь. Она постоянно поддерживала меня, учила ценить себя и верить в свои силы. В моём книжном шкафу до сих пор хранятся старые школьные тетрадки, где она писала замечания и ставила отметки. В одной из них загнута страничка, на ней написано: «Тонечка, ты умница, молодчина! Ты всё сможешь!».
Эти записи имели отношение уже не к математике, а к жизни. Сейчас ведутся разговоры о том, что преподаватель не должен быть ещё и воспитателем. Может быть, это верно для Западной Европы и США, а в России, где слово «учитель» означает не урокодателя, а наставника, подмена понятий не сулит ничего хорошего. Дети признают только такого педагога, который после уроков беседует с ними на острые темы, ходит в походы, сумеет при случае наладить отношения с родителями, выручит из беды. Мои учителя были именно такими. Радует, что в нашей школе и сегодня есть такие учителя: Лидия Анатольевна Щелина, Валерий Викторович Костомаров, Вера Дмитриевна Дерябина, Ольга Ивановна Сурнина, Нина Ивановна Заплатина, Вера Николаевна Огибалова, Татьяна Витальевна Фаварисова, наш директор Евгения Николаевна Маркелова… Да что перечислять! У нас собран целый коллектив донкихотов от педагогики. Сражаемся в меру сил и возможностей с ветряными мельницами. Но ведь и радостью, и наградами не обделены. Самая лучшая из наград – благодарность выпускников. Встречаю как-то бывшего ученика. Много он в своё время покуролесил, но к старшим классам остепенился и взялся за ум. Разговариваем, вспоминаем… Вдруг он мне заявляет:

– Антонина Ивановна, я вам своего сына приведу!
– А помнишь, как ты от меня бегал, в окно выпрыгивал?
– Дурак был. Но вы своего добились. Нормально потом всё было. Хочу, чтобы и мой сын у вас учился. Я не только математику имею в виду…

ЧЕМ ХОРОША МАТЕМАТИКА?

XXI век – время стремительного развития науки и техники. Понятно, что и образование не должно отставать. И первый же вопрос, заданный Антонине Ивановне, затрагивал именно эту проблему:
На математику отводится достаточное количество часов?


– Учебных часов не хватает даже для усвоения официальной программы. Не говоря уже о том, что сейчас просто необходимо расширить курс математики, включив в него такие разделы, как булева алгебра, понятия математической логики, элементы математической статистики.
Почему ваш предмет вообще нужно учить?
– Отвечу на ваш вопрос словами Ломоносова и Суворова. Первый говорил: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Второй называл математику гимнастикой для ума. Следовательно, она нужна как физикам, так и лирикам. Филологам тоже крайне необходима. Есть сейчас такой предмет – математическая лингвистика. Он доказывает, что законы языка имеют математическую основу.
А если человек «генетически» не расположен к предмету?
– Каждый человек способен размышлять, значит «генетически» расположен к математике. Другое дело, что математика всегда считалась одним из самых трудных предметов в школе. Ведь её нельзя усвоить без серьёзных интеллектуальных усилий, без того, чтобы понять и запомнить правила, научиться применять их на практике. Но если, об этом я уже говорила, постоянно внушать ученику, что он умница, молодчина и всё сможет, он осилит и математику.
Ученик игнорирует ваш предмет. Что вы будете делать?
– Работать. Культивировать у него привычку к размышлениям сначала на жизненные темы, а затем на математические. Будем идти от конкретного к абстрактному. Этот путь прошло человечество. Почему его не сможет пройти отдельный человек? Есть и ещё одно верное средство. Для того, чтобы влюбить учеников в математику, надо их удивить. Удивление – начало познания. Это педагогическая аксиома.
Если бы вы были министром образования, что бы вы хотели изменить в преподавании вашего предмета?
– Углубить программу, расширить курс, добавить часы.
Нужны ли дополнительные технические средства для ваших уроков, или они, наоборот, отвлекают от сути?
– Технические средства обучения используются на уроках уже очень давно. Сначала учителя показывали учебные фильмы, затем появились компьютеры, интерактивные доски, ноутбуки и другая современная техника, которую, надо признать, дети осваивают быстрее взрослых; заодно ими усваивается и новый материал.
Квалификация учителей по вашему предмету растёт?
– Что тут скажешь. Как в любой профессии, у кого-то она растёт, а у кого-то нет. Если говорить о молодых учителях, которые недавно получили дипломы, они тоже разные. Но нынешнюю молодёжь отличает, на мой взгляд, излишний рационализм: всё у них рассчитано, подсчитано, по полочкам разложено. Они не хуже и не лучше нас. Они – другие.
Что изменилось в преподавании вашего предмета за последние годы?
– Появились новые, очень эффективные методики преподавания, учителя-новаторы, у которых есть чему поучиться, современные технические средства обучения.
ЕГЭ – это зло (по отношению к вашему предмету)?
– А.С.Пушкин считал, что геометрия, как и поэзия, требует вдохновения. А кого могут вдохновить тесты? На мой взгляд, идеальный экзамен – это беседа ученика с преподавателем, от которой оба получают удовольствие.
Ваш предмет зависит от идеологии?
– Наверное, зависит. Неслучайно математиков преследовали в самое разное время диктаторы самых разных мастей. Люди, занимающиеся гимнастикой для ума и обучающие этому других, не нравятся вождям народов.

Вы удовлетворены качеством школьного образования?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Автор: (19 Июн 2014). Рубрика: Главное, Лента новостей, Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти