27 июля – День Военно-морского флота

Учебка в городе Мамоново Калининградской области в советские времена считалась образцово-показательной и готовила специалистов для всех флотов. Хотя до Великой Отечественной войны, когда территория относилась к Восточной Пруссии, здания готического стиля, плац и дорожки из брусчатки тоже предназначались для военных. Это были немецкие танкисты. Позднее здесь постигали флотскую науку  советские водолазы, артиллеристы, коки. Среди них – наш земляк Амир Валишин.
Это было теперь уже в далёком 1969 году.

 


АРТИЛЛЕРИСТ-ЭЛЕКТРИК

– До уфимского сборного пункта и приезда туда флотских «покупателей» мы не знали, в какие войска пойдём служить, – вспоминает Амир Сайфуллович. – Вскоре всё стало ясно и радостно от того, что станем моряками, узнаем и увидим много нового, будем носить красивую форму.
Во флотской учебке сказывались и хорошее питание, и режим. Когда призывался, Амир Валишин весил 64 килограмма, к возвращению домой добавил ещё восемь. Сил и возможностей хватало, поэтому готовились и сдавали все нормативы – по физической и строевой подготовке, гребле, стрельбе, химической защите и т.д.
Стрельбище располагалось прямо на берегу. Из автоматов били по выброшенным в море бочкам. Эти «мишени» были сделаны из каких-то суперпрочных сплавов – от пуль оставались лишь вмятины. Но главная специальность, которой обучался Валишин в Мамоново, – артиллерист-электрик. Его задача – управление зенитным огнём 100-миллиметрового орудия. Боевой пост с приборами наведения размещались в рубке. Наведение – это два рычажка, которыми вводились координаты – высота, курс, скорость цели. Остальное – дело стрелков, располагавшихся рядом с орудием на палубе.

«КРЕЧЕТ»

Насыщенная программа мамоновской учебки сделала проведённые в ней полгода практически незаметными. С Балтики часть новоиспечённых матросов-артиллеристов по распределению отправилась на Северный флот. Свинцовое небо и сырая холодная погода тех мест не очень-то впечатлили молодого моряка. А лучшей погоды и всех красот севера он так и не увидел – зачисленный в экипаж сторожевого корабля «Кречет» через пять дней отправился на Каспий. Через Беломорканал и Волгу шли скрытно, ночами. Днём же корабль зачехлялся, бросая якорь в укромных местечках.
Военно-морская база в Баку, столице Азербайджана, стала местом постоянной приписки корабля и экипажа. Больше всего запомнились, конечно, выходы в море с красавцами-катерами сопровождения и боевые стрельбы. Не менее красивой и мягкой по сравнению с северной оказалась и природа Каспия.

И ТОГДА НАШ ЭКИПАЖ – СЕМЬЯ

1969–1971 годы прошлого века были относительно спокойны. Лишь однажды экипаж дружным строем был выведен в город, к месту возникших волнений местной молодёжи и вероятных в этой связи беспорядков. Но всё закончилось мирно: при виде крепких, к тому же заметно превосходящих по численности матросов горячая молодёжь предпочла разойтись по домам. А в общем, местные жители относились к военным очень даже доброжелательно. Тем более что на корабли и в береговые части призывалось немало азербайджанцев. На «Кречете», к примеру, служил бакинец Алик Алиев. Валишин дружил с ним и бывал у него дома. Угощали там, как водится, щедро – плов, чай, много овощей.
Надо сказать, что экипаж корабля был многонациональным. Призывались ребята в том числе и из Западной Украины. Один из них – венгр Володя Дьердь, отличный матрос и надёжный друг. Точно так же Валишин вспоминает обо всём экипаже. Не было тогда и намёка на дедовщину. Все жили одной семьёй, стараясь помочь друг другу. Поэтому о службе у Амира Сайфулловича остались самые приятные воспоминания.
Валишин несколько лет переписывался с сослуживцами. Писал и Алиеву. Потом связь прервалась. А через пятнадцать лет после службы ему выпала командировка в Баку. Там узнал, что Алиев стал нефтяником и уехал в длительную командировку в Иран.
Родной «Кречет», спущенный на воду ещё до Великой Отечественной войны, в то время ещё оставался в строю. Но никто из новых офицеров, конечно, не мог знать Валишина. На борт его не пустили. А так хотелось пройтись по палубе, кубрикам, зайти в рубку…

ОТЕЦ ДЕСАНТНИКОВ И СВЯЗИСТА

После службы Амир Сайфуллович вернулся на завод СК, где начинал аппаратчиком. На пенсию вышел с должности заместителя начальника цеха. Однако дома ему не сидится – устроился слесарем в ГДК.
С будущей своей супругой Римой Шарифулловной Амир Сайфуллович познакомился ещё в школе Янгискаина. Но отношения сложились уже после флотской службы. Поженились. Вырастили троих замечательных сыновей, которые, как и отец, достойно служили Родине. Марат и Рим – в воздушно-десантных войсках, Альберт – в связи.
День Военно-морского флота очень важен для Амира Сайфулловича. Если он в это время был на работе, всегда старался отпроситься хотя бы на час-полтора, чтобы увидеть и поздравить своих друзей.
Всем военным морякам он по традиции желает семи футов под килем. А главное – мирного неба над головой.

Автор: (27 Июл 2014). Рубрика: Главное, Лента новостей, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти