Доступная среда – это и доступная работа

В советские времена рассуждали так: «Кто не работает, тот не ест». Сегодня столь категорично утверждать нельзя – слишком много мы знаем обратных примеров. Да и причин для такого явления, как безработица, можно найти немало. Но есть люди, которым трудоустроиться и зарабатывать хоть какие-то деньги жизненно важно. Это люди с ограниченными физическими возможностями , особенно инвалиды с детства. Вот для них самое главное – приобрести профессию, позволяющую трудиться и зарабатывать на жизнь, несмотря на проблемы со здоровьем.

– Если диагноз позволяет выбрать профессию, мы применяем классическую схему, способствующую семье планировать для школьника его будущее, – говорила, выступая на очередном заседании городского координационного совета по делам инвалидов, методист информационно-методического центра Людмила Шестакова. – С такими детьми профориентационная работа ведётся в каждом образовательном учреждении – в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов; социальные педагоги, школьные психологи проводят анкетирование, консультации по выбору профиля обучения; организуются экскурсии в учреждения профессионального образования; непременно ведётся работа с родителями.


Когда же болезнь не позволяет ребёнку на общих условиях получить профессиональное образование и в дальнейшем трудоустроиться, классическая схема не срабатывает. В этой ситуации специализированные образовательные учреждения применяют многоступенчатую методику профориентации. И первый этап начинается уже с предшкольного возраста: развитием интеллекта, формированием необходимых знаний, умений и навыков у детей с нарушением речи занимаются, например, в детском саду № 4, у детей с нарушением зрения – в детском саду № 5, у детей с нарушением слуха – в детском саду № 70. Дети с дефектами опорно-двигательного аппарата посещают детский сад № 32, с туберкулёзной интоксикацией – ДОУ № 35, дети с отклонениями в интеллектуальных способностях – ДОУ № 93… В ряде дошкольных образовательных учреждений города организована реабилитационная помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем и не посещающим детский сад.
С учётом возрастных особенностей и потребностей такая работа продолжается в общеобразовательных учреждениях, где создаются условия для расширения границ самопознания и выявления, формирования профессиональных предпочтений подростка. С восьмого класса важное место отводится просветительской деятельности, формирующей у учащихся необходимый объём знаний о профессиях с учётом региональных особенностей, так как в подавляющем большинстве выпускники коррекционных школ остаются и обустраиваются там, где живут. Традиционно «нацеливаем» их на столярное, слесарное, швейное дело; тем более что дефицит именно рабочих кадров ощущается с каждым годом всё сильнее. При этом, наверное, не надо уточнять, насколько важен индивидуальный характер любого профориентационного воздействия с учётом и индивидуальных особенностей школьника, и характера семейных взаимоотношений…


Действительно, для такой категории наших сограждан нужна всемерная социальная и моральная поддержка, ведь понятно, что только в труде эти люди чувствуют себя полноправными членами общества. Не случайно их профессиональному обучению, переобучению, трудоустройству сегодня большое внимание уделяет государство, в частности, Министерство труда и социальной защиты населения. К примеру, центр занятости, чтобы создать новые рабочие места для инвалидов, даже возмещает работодателям расходы на приобретение специального инвентаря.
А вот что о возможности осуществления индивидуальной трудовой деятельности выпускников ПЛ № 71 рассказала заместитель директора этого профессионального лицея Алевтина Закирова:
– Мы в нашем лицее начали обучать детей-инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями с 2005 года. Накоплен определённый опыт. Налажены тесные контакты с коррекционными школами, с обществом инвалидов, со специализированными школами и детскими домами нескольких районов. Обучаем и переобучаем людей, в том числе и взрослых, профессиям, которые позволяют как работать на предприятии, так и заниматься индивидуальной трудовой деятельностью: портной у нас умеет и кроить; сборщик обуви – и шить обувь, и ремонтировать; вязальщица способна работать и на машине, и вязать спицами, крючком; не бывает проблем с трудоустройством у операторов ЭВМ; есть специалисты по кружевоплетению.
Городской координационный совет по делам инвалидов рекомендовал образовательным учреждениям усилить разъяснительную работу и морально-правовую поддержку выпускников, совершенствовать взаимосвязь с центром занятости, с профессиональными училищами, с учреждениями дополнительного образования именно в привлечении к профориентации и обучению профессиям детей с проблемами здоровья. Прозвучали несколько деловых предложений, например, разработать программы обучения народным промыслам, ремонту часов, телефонов…
Осенью, когда будут известны результаты закончившегося учебного года и трудоустройства выпускников, координационный совет намерен вернуться к обсуждению этого актуального вопроса.

Автор: (12 Июл 2014). Рубрика: Лента новостей, Общество, Среда обитания. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти