О консерватории, любительских кружках и Всебашкирском съезде работников искусств

В 1919-1921 гг. в столице Малой Башкирии и других крупных населённых пунктах республики вовсю бурлила культурная жизнь. Уже к началу сентября 1919 г. в Стерлитамаке при народном комиссариате просвещения Башкирской Республики (Башнаркомпрос) был образован отдел искусств. В его составе работало несколько секций: театральная, музыкальная, художественная, концертная и секция государственных театров.


На территории республики существовало отделение Всероссийского профессионального союза работников искусств (Всерабис). Первое, организационное собрание отделения Всерабиса в Стерлитамаке состоялось 17 сентября 1919 года. В нём приняли участие музыканты, артисты политотдела Башвоенкома и служащие кинотеатра. На собрании были избраны правление союза, его председатель и члены. Председателем был избран музыкант Н.Колесников. В отличие от Уфимского отделения, в которое входило более 300 человек, Стерлитамакское было менее внушительным. Если 2 октября 1919 г. на общем собрании Стерлитамакского отделения Всерабиса присутствовали 78 человек, то через 2,5 месяца – всего 23, что, вероятно, объясняется уходом с территории Малой Башкирии частей Красной армии, в составе которых были работники культуры.
Материальное положение республиканского отделения Всерабиса было тяжёлым. Для его улучшения с первых дней существования отделения стали проводиться «Дни союза» – концерты, театральные постановки, цирковые представления, доход от которых шёл в казну союза. Первые такие «дни» прошли в Стерлитамаке в последних числах 1919 года. Они заметно оживили культурную жизнь провинции. Такой грандиозный праздник прошёл, например, 24 мая 1920 года.
На одном из общих собраний работников искусств было принято решение совместно с отделом искусств Башнаркомпроса открыть в Стерлитамаке народную консерваторию. Работа началась ещё в сентябре 1919 года при активной поддержке первого народного комиссара просвещения БАССР А.Айдарова. Им были приглашены преподаватели из Москвы М.Ефовский, М.Артюхов, В.Гертович, которые 22 ноября 1919 г. приступили к своим обязанностям. В январе 1920 г. в качестве преподавателя балетного класса была принята А.Гжельская, окончившая балетную школу в Москве и с 1909 г. служившая в опере С.Зимина. Преподавательский состав свидетельствует о достаточно высоком уровне учебного заведения. Торжественное открытие Стерлитамакской народной консерватории состоялось 1 февраля 1920 года. В консерваторию принимали всех желающих в возрасте от 12 лет (башкир) и от 16 лет (других национальностей).
Вообще, в Стерлитамаке в течение 1919-1921 гг. существовало несколько типов художественных учебных заведений. Так, 25 декабря 1919 г. открылись краткосрочные курсы по подготовке инструкторов по эстетическому воспитанию. На заседании коллегии отдела искусств Башнаркомпроса 11 ноября 1919 г. были определены лекторы: по театральному образованию – А.Покорский, музыкальному – О.Волохова, художественному – П.Поплёвкин, эстетике – В.Рогожин. Для работы с нерусскоязычным населением в качестве переводчика был приглашён актёр С.Булатов. К 1 февраля 1920 г. на курсах обучались 35 человек, в том числе башкир и татар – 24 человека. 12 слушателей курсов были учителями и библиотекарями, приехавшими из кантонов республики.
В мае 1920 г. отделом искусств Башнаркомпроса были организованы театральные курсы. Лекции сочетались с практическими занятиями. Одним из преподавателей был уже к тому времени знаменитый башкирский актёр и режиссёр В.Муртазин-Иманский. Эти курсы включали в себя такие предметы, как ритмическая гимнастика, научная репетиция, национальная литература, история театра, сольфеджио, история театра на башкирском языке, русский язык, арифметика, современная литература, мимика, грим.

В 1919-1921 гг. создаются драматическая студия и студия изобразительных искусств (художественная студия). Организационные работы по их открытию поручили П.Поплёвкину. Ему же была выдана сумма в размере 100 тыс.рублей, «ассигнованная ревкомом». 1 февраля 1920 года были открыты драматическая и художественная студии. Для заведования художественной студией был приглашён художник В.Торверт.

 

В мае 1920 г. прошла декада искусств, во время которой в здании театра «Мираж» и в гарнизонном клубе на суд зрителей были представлены спектакли «мусульманской» и русской трупп, а также концертные программы. 24 октября 1920 г. была отмечена первая годовщина союза. Вырученные деньги пошли на пожертвования инвалидам и в пользу вдов и сирот красноармейцев.
Весной 1920 г. состав отдела искусств Башнаркомпроса коренным образом изменился. В мае его возглавил В.Муртазин-Иманский. Вместо существовавших секций были образованы театральный, художественный, музыкальный подотделы и художественно-декорационная мастерская во главе с одним из первых профессиональных театральных художников края С.Якшибаевым. Тогда же в Стерлитамак приехал известный музыкант, дирижёр М.Калиновский, который возглавил музыкальный подотдел Башнаркомпроса. Его обработки башкирских, татарских, казахских песен для симфонического оркестра имели большой зрительский успех.
В те годы здесь активно работали различные театральные труппы и любительские кружки. В отчёте о деятельности татаро-башкирской секции Стерлитамакского уездного революционного комитета указывается, что в 1919-1920 гг. в каждой из 6 волостей уезда работают любительские коллективы. В Стерлитамаке функционировал и театр русской драмы (в других источниках – русский драматический театр), образованный актёрами-любителями ещё в годы Первой мировой войны. Его активными участниками были Н.Кречетов, М.Чистяков. В 1919 г. театр состоял при внешкольном отделе Башнаркомпроса.
Во второй половине 1919 г. в Стерлитамаке было образовано три татаро-башкирских театральных любительских кружка. Один из них, что при комсомольском клубе, по воспоминаниям его участника Г.Карамышева, сначала давал концерты, затем стал показывать спектакли на татарском языке. Второй татаро-башкирский кружок был организован в августе 1919 г. из вернувшихся с Петроградского фронта красноармейцев, служащих и учителей Стерлитамака, а также участников любительского кружка села Темясово. В создании кружка активное участие принимали Г.Юсупов, Б.Юсупова, Н.Бикбаев.


В день второй годовщины Октября кружок дал свой первый концерт, на котором исполнялись народные песни и пляски, читались стихи. Концерт шёл на башкирском языке. Первый спектакль на башкирском языке – пьеса Ф.Сулейманова «Акшан-батыр» – показан 8 ноября 1919 года. Участница спектакля Б.Юсупова рассказывала: «Мы репетировали на частной квартире. Руководил нами политработник Красной армии Н.Бикбаев». Декорации делались самими участниками спектакля. Настоящие башкирские национальные костюмы привезли из деревень. В спектакле участвовали Б.Юсупова, Р.Кушаева, Ш.Куатова, Г.Карамышев, Г.Юсупов, Н.Бикбаев, Г.Ушанов, Г.Давлетшин, И.Зайни, Т.Имашев, Т.Расулов. Спектакль прошёл всего один раз (текст пьесы «Акшан-батыр» не сохранился, её автор Ф.Сулейманов в дальнейшем эмигрировал).
Третий татаро-башкирский кружок, по воспоминаниям Б.Юсуповой, выступал на татарском языке.
Ещё раньше, в начале 1919 г., политотдел Туркестанской армии принял часть известной труппы «Ширкет» в своё ведение и преобразовал её в Театр политотдела Туркестанской армии. В конце августа – начале сентября 1919 г. театр по приглашению Башкирского правительства приехал в Стерлитамак и получил название Театра политуправления Башкирской республики. В городе к труппе присоединились отдельные самодеятельные артисты местных коллективов. Обновлённая труппа поставила в Стерлитамаке «Молодую жизнь» Г.Кулахметова, «Галия-бану» М.Файзи, «Первый театр», «Голод заставил», «Несчастный юноша» Г.Камала, а также «Мещан» М.Горького. Бесплатные спектакли для красноармейцев и рабочих давались в помещении театра «Мираж».
В 1920 г. политуправление Башкирской республики было ликвидировано, и всё театральное дело перешло в ведение отдела искусств Башнаркомпроса. Впоследствии из оставшихся актёров Театра политуправления Башнаркомпрос сформировал второй Башкирский государственный театр (вторую «мусульманскую» труппу).


Чуть раньше, в конце 1919 – начале 1920 г., Башнаркомпрос уже предпринял меры по организации в Стерлитамаке Башкирского государственного театра. 4 декабря 1919 г. коллегия Башнаркомпроса вынесла решение о приглашении в Стерлитамак татаро-башкирской труппы (другой части труппы «Ширкет»), руководимой В.Муртазиным-Иманским. Вопрос об организации театральных трупп рассматривался 28 декабря 1919 года на I Всебашкирском съезде деятелей народного просвещения. Наконец, 25 марта 1920 г. коллегия Башнаркомпроса вынесла решение о создании в Стерлитамаке двух государственных трупп: башкирской и русской (в последнюю вошёл состав театра русской драмы).
К июню, как отмечено в отчёте о деятельности отдела искусств Башнаркомпроса за 1919-1921 годы, Башкирский театр был организован. Дополнительно был оборудован летний передвижной театр, в котором с открытия летнего сезона 1920 г. работали две труппы – «мусульманская» и русская. Обе труппы стали называться Первым Башкирским государственным театром. Ядро «мусульманской» труппы составили профессиональные актёры, ранее работавшие в труппах «Сайяр», «Нур», «Ширкет», а затем в военных театрах, организованных при политотделах армии: В.Муртазин-Иманский, М.Иманская, Ф.Самитова, Р.Урманцева, И.Зайни, А.Хисамов, М.Сульва (Сафина), художник С.Якшибаев, музыкант Х.Ибрагимов. Кроме них в состав театра вошли окончившие «Эстетические курсы» в Стерлитамаке Г.Абзелилов, И.Ишмухаметов, А.Мавлюдов, В.Тушиев и несколько человек из любительских кружков: Б.Юсупова, Г.Ушанов, Г.Карамышев. Чуть позже в труппу влились артисты, вернувшиеся с фронтов: М.Муртазина, Х.Абжалилов, Б.Болгарский.
К открытию зимнего сезона 1920-1921 гг. в распоряжение Первого Башкирского государственного театра было передано здание кинотеатра «Мираж», в котором «мусульманская» труппа ставила спектакли два раза в неделю. Спектакли шли в сопровождении оркестра народных инструментов, которым руководил Х.Ибрагимов. До 1921 г. вход на спектакли был бесплатным. В репертуаре «мусульманской» труппы были пьесы как известных татарских классиков, таких, как М.Файзи, Г.Камал, так и русских – М.Горького, А.Островского и других. Спектакли шли на татарском и башкирском языках.
В ноябре 1920 г. «мусульманская» труппа отдела искусств Башнаркомпроса (Первого Башкирского государственного театра) поставила несколько спектаклей в честь празднования 3-й годовщины Октябрьской революции. К этому времени труппа состояла из 28 человек, среди которых нужно отметить уже популярных в то время А.Мавлюдова, Г.Ушанова, Х.Абжалилова, М.Муртазину, Г.Карамышева, скрипачей Х.Ибрагимова и Г.Камалова. Режиссёром труппы продолжал оставаться В.Муртазин-Иманский. В штате были также костюмер, суфлёр, парикмахеры, рабочие, концертмейстер.
К декабрю 1920 г. при отделе искусств Башнаркомпроса были организованы русский хор, симфонический оркестр, оркестр балалаечников (великорусский оркестр).
Стерлитамакский отдел Всерабиса активно способствовал становлению художественной культуры Башкортостана. В феврале 1921 г. он насчитывал в своём составе не меньше 90 человек. Весной 1921 г. в Стерлитамаке состоялся первый Всебашкирский областной съезд работников искусств, на который съехались делегаты со всей Малой Башкирии, представлявшие в общей сложности 1095 человек. Съезд принял ряд резолюций, переизбрал правление в областном масштабе. Была отмечена высокая эффективность работы прежнего правления, под непосредственным руководством и контролем которого в республике и в Стерлитамаке устраивались «Недели профессионального движения». Например, в «неделе», проведённой накануне съезда, в апреле 1921 г., было показано 12 спектаклей, 6 концертов-митингов, а также прочитаны лекции о профсоюзном движении вообще и по вопросам художественной культуры в частности.
Башкирская республика ещё делала только первые свои шаги. Не хватало средств, слабой была инфраструктура. Ещё не были разработаны нормы башкирской письменности, отсутствовал как таковой литературный башкирский язык. А в столице Малой Башкирии – городе Стерлитамаке – вовсю бурлила богатая и разнообразная культурная жизнь.

Г.КОВАЛЕНКО,
кандидат исторических наук, доцент Стерлитамакского филиала БашГУ

Как вы относитесь к возвращению улицам города исторических названий?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Автор: (15 Июл 2014). Рубрика: Главное, История, Культура, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти