В его женщинах олицетворена Башкирия. В картинной галерее выставка А.Лутфуллина

В городской картинной галерее  работает выставка выдающегося мастера башкирской живописи народного художника СССР Ахмата Лутфуллина.
В его творчестве со всей полнотой отразились основные тенденции развития не только регионального, но и советского искусства 60-х годов ХХ столетия.

А.Лутфуллин, на протяжении всего творческого пути решая задачу национального своеобразия произведений, создавал архетипический образ башкирской женщины. Во многих его произведениях женщина как мать, как родоначальница и хранительница народных традиций становится либо главной героиней, либо героиней второго плана, имеющей в интерпретации картины глубокое смысловое значение.

Итогом его поисков этого периода стало эпическое полотно-размышление «Три женщины». Одухотворение национального в образе подвигло художника на создание собственного живописного стиля. Этот стиль претендовал на индивидуальное начало, утверждающее национальное миросозерцание.
Вспомним, что ранние (конца 1950-х годов) женские портреты, написанные художниками Лутфуллиным и Нурмухаметовым, живописно нарядны и праздничны. Авторы заботятся о национальном антураже, интерьере, костюмах, выявляя с помощью архиповско-малявинского стиля чувственную, почти языческую народную стихию («Девушка-башкирка в интерьере» (1957 г.), «Молодая башкирка» (1958 г.). Тем не менее уже в это время Лутфуллина привлекает проблема поиска некоего национального архетипа, могущего сущностно и обобщённо передать облик своего народа. Образ матери в полотне «Портрет старухи» (1965 г.), тема «Из прошлого» (1957 г.), мужские портреты – «Портрет Сафы» (1957 г.), «Портрет Мухаметши Бурангулова» (1960г.), «Портрет бабая» (1965г.) языком русской передвижнической школы конца ХIХ – начала ХХ века ярко и эмоционально передают характерные черты веками формировавшегося народного темперамента.
«Для меня национальные черты – не в этнографии. Это – дух народа, который породил Салавата, одолел всё и сохранил себя. В истории сменяются вехи, народ остаётся», – говорит сам Лутфуллин.
Философско-эпическое произведение «Три женщины» (1969 г.) стало финальным итогом длительных поисков живописца. Высокую оценку этой картине дал народный башкирский поэт Мустай Карим: «Если перевести язык цвета и красок её на язык словесный, литературный, можно сказать, что в этих женщинах олицетворена сама Башкирия. Глядя на их лица, можно понять и прочувствовать историю, духовную силу и стойкость родного народа. А как много говорят их руки!».
Именно начиная с творчества А.Лутфуллина, башкирское искусство осознало себя как локальная региональная школа. Первым среди башкирских художников связав «крестьянские сюжеты» с размышлениями о жизни народа, Лутфуллин воплотил в своих тематических полотнах цельную философскую линию утверждения вечности народного духа, непреходящей, незыблемой значимости народной жизни, обычаев, традиций, что было сопряжено с введением в башкирскую живопись новых ценностей, связанных с переработкой художественных приёмов народного искусства.

Л.АХМЕТОВА,
директор Стерлитамакской картинной галереи, искусствовед

Автор: (24 Июл 2014). Рубрика: Главное, Культура, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти