“Нервно. Импульсивно. Страстно” – в Стерлитамаке открылась выставка Н. Латфуллина

Этими определениями, по мнению критиков и коллег, сопровождались творчество и судьба легендарного башкирского графика, живописца и поэта, идейного вдохновителя и лидера творческого объединения «Чингисхан» Наиля Латфуллина, ретроспективная выставка которого открылась 21 августа в городской картинной галерее.

Латфуллина называют самым оппозиционным художником конца 80-х, он положил начало неофициальным выставкам, стал первым в республике художником, которому предлагали контракты владельцы европейских галерей. Лауреат первой международной независимой культурологической премии фонда «Туран», член Союза художников России, он был организатором первой выставки группы «Чингисхан» во Дворце И.И.Газа в Санкт-Петербурге, инициатором проведения выставки «ТатАрт» в Мраморном зале этнографического музея Петербурга, в выставочном зале СХ РТ в Казани.

В 2002 году в Уфе открылся музей современного искусства, который сейчас носит имя Наиля Латфуллина. Художник ушёл от нас сорокалетним и при жизни не был избалован признанием и славой, как это нередко бывает с талантливыми людьми, опережающими время. Слава пришла лишь после смерти, когда наследие Латфуллина стало достоянием широкой публики в той степени, в какой этого заслуживали его живопись и поэтическое творчество. Художник, философ и поэт, он пытался понять главные, с его точки зрения, вещи – смысл человеческого предназначения, сущность гармонии мира. Своё мироощущение и миропонимание он, как мог, отражал в стихах, записях и живописных полотнах.

Начало творческого пути художника было отмечено попытками вырваться из рамок устоявшихся догм, стремлением продемонстрировать новые возможности живописи. В 70-е годы он ещё работает в пределах жанровой принадлежности – пейзаж, натюрморт, портрет – и связанных с тем или иным жанром форм («Зуля», «Портрет Евгения Малютина»). Однако его видение мира уже не укладывается в традиционные рамки реализма – картины автора свободны от привычных представлений о перспективе, объёме и предметной форме.

Впитавший в себя традиции башкирской живописи, насыщенной и яркой по цвету, в середине 80-х – начале 90-х Латфуллин то раскрепощает кисть, накладывая краску широкими мазками («Пейзаж с холмами», «Разложение личности»), то стремится к декоративности посредством противопоставления конкретно очерченных цветовых пятен («Объекты на чёрном», «Парящий ангел», «Построение в пространстве»). Опыт фактурной живописи, стремление к насыщенности цвета хорошо видны в его работах «Эльвира», «Ильхам», «Тукай и Шурале», «Обнажённая N4», «Кабир», «Инфанта», «Размышление», «Формула незавершённой устремлённости».

По утверждению тех, кто знал художника лично, девизом его жизни являлся поиск. Это было справедливо в отношении нового изобразительного языка, новых средств выразительности, новых форм изложения темы. Н.Латфуллин много экспериментировал, то сталкивая между собой различные стилевые принципы, то пытаясь примирить их. В конце жизни он всё чаще обращался к абстрактной стилистике, которая помогала художнику самовыражаться. А в 1992 году его не стало.

О живописном наследии Наиля Латфуллина на открытии выставки много говорили знавшие его стерлитамакские художники Сергей Лебедянцев, Владимир и Надежда Курбатовы, Марина Чистякова. Все они отзывались об авторе как о большом талантливом художнике, который спешил жить и жадно исследовал мир.

– Жаль, что Наиль ушёл от нас таким молодым, – сказал, обращаясь к публике, Владимир Курбатов. – Он бы ещё многое успел сделать и в живописи, и в литературе. Работы,которые вы здесь видите, будут оставаться актуальными и через 10, и через 50, и через 100 лет. Потому что настоящее искусство всегда актуально.

– Среди полотен Латфуллина много неоконченных работ, – продолжила разговор об авторе Марина Чистякова. – Они позволяют нам заглянуть на творческую кухню художника, проследить за развитием его замысла. Эта выставка – лучшее свидетельство того, что настоящий творец никогда не стоит на месте, он развивается и заставляет нас следовать за собой. Вся его жизнь прошла в творческом поиске. Таким и должен быть настоящий художник.

Автор: (26 Авг 2014). Рубрика: Крупным планом, Культура, Лента новостей, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




1 комментарий   ““Нервно. Импульсивно. Страстно” – в Стерлитамаке открылась выставка Н. Латфуллина”

  1. Евгений

    Замечательная выставка! Есть, что посмотреть.

Ответить

*

Фотогалерея


Войти