Директор 1-й гимназии о новых стандартах в образовании

Великий мудрец решил испытать своих учеников, чтобы узнать, кто из них достоин важного государственного поста. Собрав всех вместе, он подвёл молодых людей к двери с массивным замком и сказал: «Это самый большой и сложный замок. Кто из вас сможет открыть его?». Ученики пришли в замешательство. Одни отрицательно качали головами. Другие, считающие себя мудрецами, разглядели замок со всех сторон и вскоре признались, что задача им не по силам. Лишь один юноша внимательно рассмотрел замок, потрогал его и рванул на себя. И замок открылся! Он не был защёлкнут до конца. Юноша догадался и решился на смелый поступок. Увидев это, мудрец объявил: «Ты получишь желанное место, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, не идёшь за всеми, а надеешься исключительно на собственные силы и не боишься рисковать».

Когда я прочитал эту старинную притчу, она показалась мне и современной, и весьма подходящей для объяснения, да и для разрешения нынешних педагогических проблем. А если выражаться образно – ключом к главным педагогическим новациям нашей школы. В поучительной легенде ученик, как и все прочие, впервые увидел замок, но попытался понять механизм, найти собственный путь решения задачи и не побоялся сделать смелый шаг.

В современном мире, перегруженном разного рода информацией, невозможно усвоить все знания, накопленные человечеством за многовековую историю. Следовательно, перед школой стоит задача: не наполнять ребёнка, как пустой сосуд, знаниями, а научить его самостоятельно добывать их и смело пользоваться. Именно этим требованиям и отвечает новый стандарт образования.

Федеральный образовательный стандарт второго поколения, разработанный с учётом опыта советской школы и отвечающий требованиям времени, не только делает акцент на формировании у ребёнка личностных качеств созидателя и творца, но и предлагает разнообразные методы для достижения этой цели. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
В гимназии N1 по новому стандарту обучаются 70 процентов учащихся. С 1-го по 7-й классы. Постепенно на ФГОС НОО перейдут все. Получается, что ученики старших классов сейчас будут доучиваться по старым стандартам? Нет. На практике все учителя технологически уже ориентируются на новый, соблюдая требования к уроку, предъявляемые его разработчиками.

Что же является отличительной особенностью нового стандарта? Его главная цель – развитие личности обучающегося. Произошла трансформация целей образования. Если раньше традиционной была задача дать ученику определённую сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве, то в настоящее время на первый план выдвинулась задача развития способности обучающихся к непрерывному совершенствованию, самоопределению и адаптации в быстро меняющемся мире. Всё это требует учёта индивидуальных особенностей каждого ученика и развития его личностных качеств.

В Болонской декларации 1999 года отмечается, что современные потребности обучающегося останутся нереализованными, если в образовательном процессе ученик не обретает статус субъекта образования. Поэтому обобщение и осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом, воспитание в себе желания и умения учиться, развитие самостоятельности становятся основными видами учебной деятельности. Как это осуществляется в реальной школьной жизни? Педагоги! Бывают замечательные учителя – мастера своего дела. Посещать их уроки – одно удовольствие! Но достаточно ли одного профессионализма для развития у детей устойчивой мотивации к активному познанию?

Сегодня стало ясно, что школе необходим творчески настроенный учитель, не только умеющий профессионально владеть инновационными методиками и технологиями, но и обладающий богатым внутренним миром, педагогической наблюдательностью, воображением и способностью к ярким вдохновенным импровизациям. С помощью такого педагога ребёнок должен освоить учебные предметы, набраться опыта в самостоятельном исследовании природы, истории, астрономии, искусства и т.д. Изучение основ наук, например, по предметам естественного цикла предполагает не только чтение материалов учебника, но и наблюдения, опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифровых микроскопа, фотоаппарата и видеокамеры. В контексте изучения предметов учебной программы должны широко использоваться самые разные источники информации, в том числе и Интернет.

Активно используется в современной школе проектный метод. И в нашей гимназии многие дети работают над проектами, а потом рассказывают о результатах на общегимназической научной конференции. Лучшие из лучших участвуют в ежегодной республиканской научно-практической конференции «Ломоносовские чтения». Родители тоже не остаются в стороне. Они всячески поощряют исследовательскую деятельность детей, помогают им в организационных вопросах.

Кроме того, новый стандарт предполагает в учебном заведении и внеурочную деятельность. Она организуется по самым разным направлениям, включающим спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное и т.п. У наших детей есть выбор. Но кто, согласно новому стандарту, должен всё это организовать? В классах основного общего образования это педагог-психолог, или классный руководитель в позиции тьютора, или тьютор-предметник.

Есть и ещё одна важная проблема: ответственность семьи. Сейчас семья вместе со школой в полной мере отвечает за результаты обучения ребёнка. Впервые в новом стандарте соотношение зон ответственности образовательного учреждения и семьи конкретизировано в договоре, который заключается между школой и родителями или законными представителями ученика. Главное в нём – создание взрослыми, педагогами и родителями, условий для всестороннего развития личности ребёнка, забота о его здоровье и благополучии. Вот несколько практических рекомендаций родителям: уважайте в ребёнке личность, развивайте и поддерживайте его интерес к обучению, хвалите за успехи и не напоминайте о неудачах, регулярно гуляйте на свежем воздухе всей семьёй и т.п.

Стоит учесть, что поступки имеют большее воспитательное значение, чем слова. Будьте для своих детей примером во всём.

Р. ТАЖИЕВ , заслуженный учитель РФ и РБ

Автор: (27 Авг 2014). Рубрика: Главное, Лента новостей, Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти