Об инклюзивном дошкольном образовании в Стерлитамаке

Когда речь заходит об инклюзивном дошкольном образовании, родители пожимают плечами – многое для них остаётся расплывчатым и туманным. А всё одновременно и сложно, и просто: инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение и воспитание здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. В нашем городе есть инклюзивные детские сады, где реализуется особый подход к совместному образованию ребятишек. Он строится на принципах уважения к личности ребёнка, понимания основных этапов его развития и участия родителей в воспитательном и образовательном процессах. Закон об образовании и новый стандарт дошкольного образования требуют от педагогов ответственного отношения к интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду детского сада.

Грамотно организовать инклюзивный образовательный процесс можно только при наличии подготовленных педагогов и специалистов. Например, в детском саду N4 (его посещают 110 воспитанников) оказывают коррекционную помощь ребятам с тяжёлыми нарушениями речи, с проблемным здоровьем. Здесь на протяжении пяти лет функционирует республиканская экспериментальная площадка, где разрабатываются эффективные формы и методы работы с детьми. Специалисты – педагог-психолог и учителя-логопеды – делятся своими знаниями и практическими навыками с воспитателями, помогая в организации детских утренников, спортивных мероприятий, родительских собраний. А на городском и республиканском уровнях проводят мастер-классы, круглые столы, специальные консультации.

Есть и другие примеры. В детском саду N 5, где воспитываются и одновременно лечатся дети с нарушением зрения, работа с дошкольниками проводится с помощью современных коррекционно-оздоровительных технологий – ритмопластики, логоритмики, песочной терапии и т.п. Эффективно используются Интернет и интерактивные доски. Конечно, особое внимание уделяется созданию оптимальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Приобретается современное офтальмологическое оборудование, обновляются пособия, дидактический и демонстрационный материал для зрительной гимнастики.

В детском саду N 32, который посещают дети с нарушением опорно-двигательной системы, созданы необходимые условия для эффективной реализации инклюзивной практики. С 2012 года работает сенсорная комната. Она была открыта благодаря помощи администрации городского округа при активном участии паралимпийского чемпиона Ирека Зарипова. В детском саду работают квалифицированные педагоги и специалисты, которые организовали предметную среду с учётом потребностей и физических возможностей ребят.

Дети с нарушениями слуха посещают инклюзивный детский сад N 70. Приоритетны здесь игры, общение, формирование умений и навыков. Установлена тесная связь с родителями, так как успешное развитие ребёнка во многом определяют семья и педагогическая грамотность родителей.

Есть у нас в городе детские сады комбинированного (15 детских садов) и компенсирующего (5 детских садов) видов, где детки с ограниченными возможностями здоровья получают не только качественное образование и воспитание, но и возможность общения со сверстниками – обычными ребятами. Они встречаются на праздниках, спортивных олимпиадах, сказочных викторинах. Это отличные уроки толерантности и милосердия.

Объясняя родителям особенности инклюзивного образования, наши специалисты отмечают множество положительных моментов. Например, инклюзия признаёт: все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении, и педагоги стараются изменить традиционный подход к обучению и воспитанию детей. Сделать его более гибким и приемлемым для всех ребятишек без исключения. Иногда родители обычных детей опасаются, что присутствие ребят, которым нужна особая поддержка, может задержать развитие их ребёнка. Но, как показала практика, развитие типичных детей нисколько не задерживается, скорее, наоборот! Радует и отношение детей друг к другу: первые относятся ко вторым с трогательным вниманием, добротой и тактом. Вторые отвечают искренней привязанностью.

Автор: (27 Авг 2014). Рубрика: Лента новостей, Образование, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти