Об истории закрытия собора Казанской Божьей Матери

Собор Казанской Божьей Матери – самое грандиозное культовое сооружение дореволюционного Стерлитамака. В этом году исполнилось 85 лет со дня закрытия храма. Правда, после этого он простоял ещё 8 лет, пока не был окончательно разрушен в 1937-м.
В июне 1929 года вышло постановление БашЦИКа о закрытии собора Казанской Божьей Матери. Вскоре стало известно, что на месте алтаря будут «простыня» и рояль, то есть экран синематографа и инструмент для тапёра, а сам собор переоборудуют под кинотеатр…

В течение восьми лет храм постепенно разрушался, а затем его взорвали

История храма началась ещё в конце 70-х годов XVIII века, когда в рамках реорганизации Стерлитамакской соляной пристани в уездный город было решено отправить сюда землемера Тимофея Афанасьева для планировки будущего города. Дело в том, что сама пристань находилась в неудобном для строительства месте, окружённая со всех сторон водой, в двух верстах от почтового тракта. Землемер, обследовав местность, решил перенести центр города на левый, более высокий берег реки Ашкадар. Украшением центра должна была стать соборная деревянная церковь, которая была возведена в 1789 году на средства государства и пожертвования горожан.

По настоянию священника Фёдора Ивановича Базилевского в 1806 году обветшавшую церковь разобрали и на её месте построили новую, тоже деревянную, но более просторную. Освящена она была в честь иконы Казанской Божьей Матери. Этот храм известен ещё и тем, что в 1824 году на пути из Оренбурга в Уфу его посетил император Александр I. Зимой 1834 года пожар спалил дотла этот деревянный собор. И тогда было решено на его месте построить каменный. После того, как 1 сентября 1836 года проект был высочайше утверждён самим императором Николаем I, 29 июля 1837 года при большом стечении народа он был заложен.

Строительство велось на средства горожан и пожертвования купцов Владимирцева, Сухорукова, Еселева и других. Сбор денег вёл губернский секретарь Константин Иоакимович Щёголев, попечителем строительства стал купец 3-й гильдии Василий Николаевич Коновалов.

Строился храм основательно, на века. Кладка велась лишь в тёплое время года. Поэтому строительство превратилось в долгострой. Наконец, 26 октября 1850 года состоялось освящение собора. А спустя 8 лет приступили к строительству колокольни. Только в 1864 году строительные и отделочные работы были полностью завершены и пятиглавый собор, обнесённый чугунной узорчатой оградой, предстал во всём своём великолепии. Православный храм стал уездной достопримечательностью. По воспоминаниям старожилов, блеск куполов его колокольни можно было наблюдать с Оренбургского тракта за 20 вёрст, от самого села Асаво-Зубово.

…Гонения на веру начались практически сразу с приходом к власти большевиков. В годы Гражданской войны и голода 1920-х годов церковные ценности изымались на нужды советской республики и закупку хлеба. В 1926 году между руководством церкви и активом прихожан с одной стороны и городскими властями с другой был подписан договор на три года о содержании храма в надлежащем порядке. К 1929 году, когда срок договора истёк, здание находилось в превосходном состоянии.

Тем временем из Уфы «давили» на местные власти, чтобы те поскорее ликвидировали этот очаг «опиума для народа». Идею дружно поддерживала молодёжь из числа местного союза безбожников. Вскоре были созданы комиссии по закрытию городских храмов. В комиссию по ликвидации мечетей вошли Вахитов, Гузеев, Байраков, а церквей – Серебряков, Смоленский, Матюгин и другие. Первые подошли к вопросу осторожно. Они рекомендовали не спешить с закрытием мечетей, в крайнем случае советовали закрыть небольшую мечеть по Белебеевскому тракту. «Православная» же комиссия без церемоний сразу замахнулась на главный собор города.

Все церковные ценности подлежали конфискации. Смоленский, например, предлагал не отправлять их в центр, а распродать здесь. Средства, вырученные от продажи, отправить на местные нужды и… ремонт здания бывшего собора. Другие атеисты предлагали правоохранительным органам в канун Пасхи устроить показательный суд над священнослужителями и церковными старостами.

Для обработки населения были привлечены комсомол, союз безбожников, женотдел исполкома города. Одним из форпостов такой обработки стал кинотеатр «Мираж» по ул.К.Маркса. После каждого сеанса «женделегатки» Десяткова, Колоярова, Матюгина и другие проводили летучие митинги и лекции о вреде религии. Нередко на такие мероприятия приходил и секретарь райкома (город находился в районном подчинении) И.И.Журбенко.

Отделения союза безбожников проводили активную агитационную работу во всех артелях. На собрании пищевиков, например, активист Гавриил Калякин выступил с лекцией «Откуда появился человек», после чего раздал собравшимся подписные листы за закрытие собора. Из четырёхсот присутствующих триста высказались «за». Деревообработчики на своём собрании тоже высказались за перепрофилирование храма под клуб или кинотеатр. Председатель местного отделения ОСОАВИАХИМа И.П.Осипов, выступив с докладом перед 150-ю горожанами, собрал подписи за закрытие собора. Под петицией подписались 87 человек.

Справедливости ради надо сказать, что подобные мероприятия не проходили без жарких дискуссий. На одном из таких собраний некто Сергей Дороговцев заявил: «Власть дана Богом, и мы ему подчиняемся. Но я стою за закрытие собора». Ему оппонировал Борис Илькин, выступивший против закрытия собора и мечети. А некто С.Кононов, наоборот, обозвал священников и церковных старост контрреволюционерами, намекнув на то, что летом 1918 года священнослужители вручили на Соборной площади вновь сформированному Стерлитамакскому полку знамя с изображением Иисуса. И закончил своё выступление призывом подписаться за закрытие «гнезда контрреволюции». Лишь несколько смельчаков отказались поставить свои подписи под документом.

Порой раскол проходил даже внутри семей. Неудивительно: домохозяйки могли открыто высказываться против закрытия собора. А главы семей выступали за закрытие. Не в последнюю очередь потому, что на собраниях по месту работы на них оказывали давление. Одной из серьёзных проблем в городе была безработица, и каждый дорожил своим рабочим местом. Видимо, в этом кроется одна из причин «активности» горожан в кампании по закрытию храмов.
Активное участие приняли и педагоги. Во второй половине мая 1929 года во всех школах города 1 и 2 ступеней (начальных и неполных средних) прошли общие родительские собрания на эту тему. Так, после выступления завуча 5-й школы 2 ступени Герпенко десятки родителей поставили свои подписи под петицией о закрытии собора. Старшеклассники 3-й школы требовали от старшего поколения срочно закрыть все церкви и мечети, превратив их в клубы, а над минаретом водрузить красное знамя.

По итогам этих собраний БашЦИК постановил: «Учитывая, что из 5833 человек русского населения (жителей улиц, примыкающих к собору – авт.) голосовало за закрытие 5662 человека при 14 против, здание собора передать в ведение Стерлитамакского горсовета для использования под культурно-просветительскую работу».

С 1929 по 1937 год собор ещё стоял, перепрофилированный под кинотеатр «Маяк». А потом был разрушен…

Ю. СИДОРЕНКО

Автор: (23 Авг 2014). Рубрика: Главное, История, Лента новостей, Статьи. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




1 комментарий   “Об истории закрытия собора Казанской Божьей Матери”

  1. Николай

    Уничтожили духовную точку опоры русского народа.

    Лозунг коммунистов:”Ничто не забыто,никто не забыт”-абсолютно лживый.
    Забыли,Кто даровал Победу СССР в 1941-45 годах.
    Несомненно и только Господь Бог источник “загадочной” победы.Но Его обнесли стороной,приписали победу себе любимым комсомольцам и коммунистам.
    Так как на стороне Гитлера было численное и материальное превосходство.
    На стороне русских был только Один Господь.И результат ошеломительный.
    Даже Сталин стал делать книксены в адрес русского народа.
    Так что вопрос веры-это вопрос жизни или смерти.
    “Быть или не быть” вот в чём вопрос!

Ответить

*

Последние комментарии

Фотогалерея


Войти