О механизме действия Закона “О защите прав потребителей”

Всё, что стоит денег, – уже дёшево. Не нужно перечислять ценности, которые не приобретёшь ни за рубли, ни за доллары, ни за евро. Народ в курсе. Но отдельные личности понимают это, когда уже поздно метаться.

КАК ТЕРЯЕТСЯ ДОБРОЕ ИМЯ?

Недавно в одном из многочисленных обувных бутиков девица, падкая на модные иностранные марки, отхватила босоножки, полагая (цена была уж очень убедительна), что они родом из Италии. Однако дня через два (задолго до истечения гарантийного срока) подошвы стёрлись до дыр, выдавая не западное, а, скорее, восточное происхождение обуви. Покупательница отнесла босоножки в бутик, требуя вернуть уплаченную за некачественный товар сумму. Но хозяйка заявила, что не намерена отдавать деньги за ношеную обувь. Тогда грамотная девушка процитировала ст.18 Закона «О защите прав потребителей», в которой говорится, что, обнаружив в товаре недостаток, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

– Или вы поступите, как велит закон, – сказала она, – или я обращусь в суд.
– Хорошо, – согласилась хозяйка, – я верну деньги через 10 дней.
Закон она тоже знала! Но выкрутиться на этот раз решила за счёт своей служащей:
– Деньги я вычту из зарплаты продавца за то, что она не предупредила о необходимости поставить профилактику на босоножки.
– Профилактику – на новую обувь! – изумилась покупательница.
– Именно так. А теперь уходите. Я жду ребёнка. Мне вредно волноваться.
Без комментариев…

Теперь любительница итальянской обуви этот бутик обходит стороной и всем подружкам отсоветовала заглядывать туда. Торговых заведений, реализующих обувь, в городе – пруд пруди, выбор не ограничен. А сарафанное радио эффективнее самой бойкой рекламы. Стоит ли рисковать репутацией?

«ЗНАТОКИ» ТОЛЬКО ПЛЕЧАМИ ПОЖИМАЛИ…

Через 10 дней покупательнице вернули деньги. История с босоножками закончилась. Но мне стало интересно: кто ещё из продавцов обувных бутиков уверен, что новая, недавно купленная обувь нуждается в немедленной профилактике? Таких «знатоков» оказалось не так уж мало. На мой вопрос, а как же гарантийный ремонт, ведь, поставив профилактику, покупатель теряет на него право, «знатоки» только пожимали плечами. Чтобы ещё раз напомнить продавцам и покупателям основные статьи Закона «О защите прав потребителей», пришлось обратиться к председателю МОО «Союз потребителей», члену межведомственной комиссии по защите прав потребителей при Правительстве РБ Г.Р.Егоровой.

– Законы для того и существуют, чтобы защищать наши интересы и права, – это юридическая аксиома, – сказала Гузель Равилевна. – К сожалению, российские покупатели предпочитают лучше выбросить бракованный товар, чем предпринять хотя бы минимальные попытки настоять на своих правах. Этим широко пользуются продавцы.

– Что делать покупателю, если в товаре обнаружится брак?
– В Законе «О защите прав потребителей» есть статья 18 «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков», где говорится: «Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы;
  • потребовать замены на товар этой же марки (модели, артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом».

Как видите, ни о какой профилактике, которую должен сделать покупатель, и речи нет.

– А если покупатель потерял, например, кассовый чек?
– Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

– В течение какого времени продавец должен вернуть деньги?
– Деньги за вещь ненадлежащего качества возвращаются в течение 10 дней с момента обращения.

– Можно ли заменить товар надлежащего качества, если он, допустим, не подошёл по цвету, а покупатель понял это только дома?
– Товар надлежащего качества тоже можно заменить или вернуть за него деньги, если он не был в употреблении и все ярлыки, лейблы и т.п. остались несорванными. В таком случае деньги за товар могут вернуть в течение 14 дней со дня покупки.

– Что делать покупателю, если продавец отказался вернуть деньги за товар?
– Нужно сразу же составить претензию, которая в дальнейшем будет доказательством в суде.

– Как-то неловко судиться из-за дешёвого товара. Например, из-за шлёпанцев в триста рублей. Стоит ли овчинка выделки?
– Если вы не хотите обращаться в суд, напишите жалобу в Роспотребнадзор. Но вот что хочу посоветовать: смело руководствуйтесь нормами закона. Только с их помощью можно отстоять свои права. Если продавец установил свои, противоречащие закону правила, не отступайте. Дело тут не только в деньгах. Действующий закон – дорогая вещь. Если о нём забывать, игнорировать, позволять им вертеть, ни о каких гражданских правах и речи быть не может.

КТО ЕСТЬ КТО?

– Закон «О защите прав потребителей» распространяется на товары сезонных распродаж?
– Безусловно. Но случается, что продавцы, устраивая распродажи в конце сезона со скидками, стараются реализовать на них товары ненадлежащего качества. И когда покупатель, ссылаясь на закон, пытается вернуть обратно некачественную вещь, продавец её не принимает, мотивируя отказ снижением цены на товар. Стоит запомнить: сезонные скидки и уценка товара из-за определённого недостатка – разные вещи. По Закону «О защите прав потребителей» продавец имеет право отказать в возврате уценённого товара, если покупатель был заранее предупреждён о недостатке. Многие покупатели, столкнувшись на распродажах с этой проблемой, теперь уверены, что туда лучше не ходить – останешься внакладе. Но это не так. В европейских странах даже небедные люди предпочитают приобретать вещи именно на распродажах.

– Восстанавливая репутацию распродаж, ещё раз уточним разницу между товарами сезонных распродаж и товарами уценёнными.
– Повторяю: на распродажах товарам, качество которых не подлежит сомнению, делают сезонные скидки. А при реализации товара с уценкой продавец в обязательном порядке информирует покупателя о наличии недостатка в полном объёме. Причём не только в устной, но и письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или в иной форме).

– Следовательно, предупреждённый таким образом потребитель уже не имеет право на претензии.
– Правильно.

– Пожалуйста, приведите пример.
– Например, покупатель, приобретающий холодильник по сниженной цене в связи с дефектом – вмятиной – и предупреждённый об этом, не может потребовать от магазина устранения дефекта, возврата денег или замены на аналогичный товар. Дефект покупателю продемонстрирован, причина уценки объяснена. Но, если обнаружен дефект, о котором продавец умолчал, потребитель вправе настоять на своих правах. Поэтому, покупая вещи, будьте внимательны, где бы и когда бы вы их ни приобретали.

Автор: (22 Авг 2014). Рубрика: Главное, Лента новостей, Среда обитания, Статьи. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Последние комментарии

Фотогалерея


Войти