“Для молодёжи ислам ближе, чем для нас – комсомол” – в Уфе прошёл семинар по взаимодействию СМИ и духовных учреждений

С крушением коммунистической идеологии и веры в царство справедливости общество в нашей стране вновь повернулось лицом к вере. Об этом, и не только об этом, шёл разговор на прошедшем в Уфе семинаре журналистов Башкортостана «Взаимодействие СМИ и духовных учреждений по конфессиональной ситуации в регионе: состояние и перспективы развития».

Открывая его работу, председатель Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте РБ В.П.Пятков рассказал о том, как сегодня выстраивается диалог между государством и религиозными организациями, о религиозной ситуации и о том, какое место занимает религия в нашей республике. Коснувшись истории отношений государства и религии с её тёмным периодом агрессивного атеизма, Вячеслав Петрович напомнил о том, как в постсоветский период страну захлестнул поток новых религий, исторически чуждых нашему народу: мормоны, церковь Муна, Белые братья… И это в то время, когда у традиционных конфессий – ислама, православия, иудаизма, буддизма – из-за многих лет гонений был утерян опыт работы с массами. Достаточно сказать, что в РСФСР тогда не было ни одного исламского образовательного учреждения.

В такой обстановке возникла необходимость выработать алгоритмы работы с религиозными конфессиями. Были определены направления развития межконфессионального взаимодействия. Началось активное строительство храмов, стали открываться медресе и монастыри.

– Наш Совет совместно с религиозными организациями выработал основы конфессионально-государственных отношений, – сказал в частности Вячеслав Петрович. – Они складываются из многих фактов, таких, как возврат культовых зданий, объявление нерабочими днями религиозных праздников и т.д. Созданы комиссии по государственно-конфессиональным отношениям. Каждый глава района или города владеет религиозной ситуацией в Башкортостане.

Совместно с Администрацией Президента третий год проводится акция «Ислам. Молодёжь. Будущее». Эффект – колоссальный! Впервые в этом году мы провели совместный форум молодёжи Русской православной церкви и Духовного управления мусульман. 7 духовных иерархов традиционных религий подписали соглашение на виду у всей молодёжи. Они показали пример того, как надо выстраивать отношения между конфессиями.

Конечно, проблемы есть. Определённую сложность представляет и структура ислама в нашей стране. Существуют 8 духовных управлений. Не все из них находят взаимопонимание друг с другом. С православием в этом смысле проще. Год назад Уфимская епархия была преобразована в метрополию. Образованы три епархии: Нефтекамская, Уфимская и Салаватская, главы которых утверждаются Патриархом. Нами рекомендована норма, согласно которой муфтии должны утверждать имамов мечетей. Теперь общины не будут сами выбирать и назначать мулл. За всю административную и хозяйственную деятельность мечети должно нести ответственность духовное управление, к которому относится эта мечеть.

Кандидат философских наук Руслан Диасович Карамышев, известный широкой аудитории как ведущий одной из религиозных передач на БСТ, ознакомил собравшихся со справочником «Религиозные объединения Республики Башкортостан». Подобный справочник издавался до сих пор лишь по религиозным объединениям Москвы, да ещё в некоторых субъектах Федерации выходили небольшие брошюрки. Наш же уникален по многим параметрам. Прежде всего тем, что это не академическое, а написанное доступным для широкой аудитории языком издание. Книга незаменима для работников органов государственного муниципального управления, правоохранительных органов, средств массовой информации, преподавателей.

Руслан Диасович в своём выступлении призвал избегать излишней политизации религии.
– В республике ислам – самая большая по количеству религиозных объединений конфессия. Пришло время говорить о её социализации, – заметил он. – Сегодня в ислам приходят те, кто родился в начале 1990-х. Для нынешнего поколения молодёжи ислам ближе и понятней, чем для нас – комсомол. Эти люди становятся активными членами общества. У них своя мировоззренческая установка, в которой религия занимает немаловажное место. Это нужно понять и принять.
Речь – не только, скажем, о выпуске продукции халяль, но и об открытии клубов, юридических консультаций. Это и более активная финансово-хозяйственная деятельность исламских банков, и участие в организации общественного самоуправления. Так, на встречах молодые люди нередко задают вопросы: как нам в деревне бороться с самогоноварением и распространением наркотиков? Обращаться в полицию бесполезно…

Любопытные сведения Карамышев привёл об иудаизме, буддизме, язычестве. Оказывается, по его инициативе каждый год главный раввин Уфы Дан Кричевский читает лекции по основам иудаизма для студентов. Буддисты в Башкирии ставят вопрос создания своего монастыря. А язычество в ряде районов – Калтасинском, Краснокамском, Мишкинском, Янаульском… вновь становится частью национальной культурной традиции. У некоторых народов, например, у марийцев, появились даже первые языческие священнослужители.

Кандидат философских наук, научный сотрудник НИЦ РМО БГПУ имени М.Акмуллы З.М.Тимербулатов рассказал о роли средств массовой информации в правильном и толерантном освещении проблем ислама на страницах периодической печати.

Поднимался на семинаре вопрос и о роли религии в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, об экстремистских организациях. Были затронуты и другие острые вопросы. Например, такие, как мода на «святые» места, когда без веских на то оснований, без согласования с местным населением, со священнослужителями объявляются «святыми» родники или якобы места захоронения «аулии» (святого).

Тому, как вести межконфессиональный диалог, нас пытаются учить другие страны. Такие, как, скажем, Саудовская Аравия. Но там – одна нация, одна вера. А у нас – многонациональное, многоконфессиональное государство. И наша республика в этом смысле представляет собой уникальный субъект Российской Федерации. Здесь проживает более 160 национальностей, действуют 12 религиозных центров и 1708 религиозных объединений, которые являются представителями 22 вероисповеданий. В республике успешно действует модель межрелигиозного и межнационального согласия. Условием для эффективного действия этой модели является готовность представителей различных национальностей и конфессий к диалогу на основе взаимопонимания и толерантности. А потому вопросы этноконфессиональной политики были, есть и будут в Башкирии ключевыми.

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (5 Дек 2014). Рубрика: Главное, Культура, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти