Куда домчит автомобиль, который не ездит

…Давным-давно в одном селе девушки и женщины решили показать своё мастерство: в назначенный день собрались и принесли всё лучшее, что сделали своими руками. Жёны и дочери богачей показывали вышитые золотом покрывала, занавески с вывязанными на них диковинными птицами… Только жена бедняка не принесла ни рушника, ни кружев – она привела пятилетнего сына, а тот принёс жаворонка, которого сам вырезал из дерева. Приложил мальчик жаворонка к губам – защебетала птичка, как живая. Люди слушали, не шелохнувшись: всех очаровали эти звуки. И вдруг в небе запел настоящий жаворонок, привлечённый пением с земли. «Тот, кто творит умного и доброго человека, и есть самый искусный мастер», – сказали старики…
Я вспомнила эту красивую притчу, когда познакомилась с Лилией.

Медвежий угол города, сюда даже маршрутки толком не ходят. Но на просьбу подсказать, где здесь «Прометей», прохожие отзываются охотно: детско-подростковый клуб – единственное в округе оживлённое место, где происходит что-то хорошее и интересное. «Скромно», – подумают одни взрослые, попав внутрь и озираясь на старательно покрашенные стены. «Убого», – поморщатся другие. «Прометей» действительно не может соперничать в убранстве со всевозможными развивающими детскими центрами, куда так модно стало водить детей. Зато в этот клуб никого вести не надо: дети бегут сюда сами после уроков. Где бы они ещё на собственном опыте убедились, что, к примеру, жечь дерево – не всегда хулиганство, а иногда самое что ни на есть искусство? Вряд ли, конечно, этот светлоголовый мальчуган, пыхтящий над фанеркой с выжигателем, задумывается о том, что приобщается к древнейшей художественной технике (с незапамятных времён люди рисуют раскалённой иглой по дереву). Просто занимается делом.

Некоторые взрослые изобретают велосипед – размышляют, как избавить чад от инфантилизма и отвадить от компьютера. А здесь, кажется, изобрели машину времени: четверть века назад и я склонялась над дощечкой. В сегодняшнем «Прометее» – тот же непередаваемый запах податливого обожжённого дерева, те же чёрные квадратные коробочки выжигателей и потрёпанный, фиолетовый когда-то, листок копирки.

Понятное дело, теперь девочки рисуют кукол Братц («Это не Винкс, другие совершенно», – на всякий случай просвещает меня тоненькая девчушка), а мальчики выжигают современных мультяшных героев. Но вот вихрастый младшеклассник просит усовершенствовать Человека-Паука:

– Лилия Шамилевна, помогите мне, я хочу, чтобы у него на лице не паутина была, а настоящие глаза…

И я понимаю: что-то важное не меняется.

– Я тоже в кружок выжигания ходила с пятого класса, потом это моей профессией стало, – говорит Лилия Рафикова, прорисовывая Человеку-Пауку глаза. Вообще-то, она ужасно стесняется говорить о себе. Её руки красноречивее: она ведёт в «Прометее» занятия по декоративно-прикладному творчеству, и её картина мира складывается из пустяковых, кажется, вещей. Монетки, манная крупа, бумажные салфетки – всё это, побывав в тонких пальцах, получает новую жизнь – изменяясь до неузнаваемости, становится картинами и панно. Для неё даже собирать камни – увлекательное дело: из подобранной до снега мелкой гальки, вымытой, высушенной и покрытой лаком, сложатся пейзажи. 15-летняя Настя (девочка занималась в «Прометее» три года, теперь она помощник педагога) планирует триптих из камушков, а в планах Лилии – уговорить Настю поступать на худграф. Вообще, кружковцы, перенимающие от педагога мастерство, – неизменные участники и призёры различных выставок и конкурсов (в прошлом году победили, например, во Всероссийской «Талантохе»). А ещё они друг другу однокашники и соседи.

– Можно в теннис? – время от времени спрашивают мальчишки и девчонки и группками выпархивают из комнаты размяться. Через приоткрытую дверь слышно, как звонко скачет по столу шарик от пинг-понга. Вытягиваю шею – разглядываю будущие поделки, оставленные на столах.

– Когда-то, – говорю, – в клубе юных техников нам руководитель строго-настрого запрещал выжигать сплошной линией – только точечно…

– Так и нужно. Но, бывает, они торопятся, хотят побыстрее закончить работу, чтобы следующую начать, – покачав головой в адрес фанерки-неудачницы, Лилия журит ребячью хитрость с такой теплотой в голосе, что зигзаг её биографии не вызывает удивления. В системе дополнительного образования Лилия трудится десять лет. Уходила на какое-то время на денежную работу – не смогла, вернулась:

– С одним ребёнком труднее, чем с десятью, – отшучивается она, вспоминая, как пробовала работать няней.

Теперь педагог снова часто бывает в мебельном магазине – здесь по её просьбе для кружковцев оставляют кусочки фанеры. Это называется «работа со спонсорами», и она для ребячьего наставника – не самое тяжёлое. Худшее, что иногда случается в её работе, – это когда дети, становясь подростками, теряют интерес к труду и бросают занятия. Она борется за каждого: разговаривает с родителями, самих ребят убеждает не зарывать талант в землю. Но, сдержанная и строгая, никого не пытается удержать лестью.

Ни один недостаток ребячьих работ незамеченным не останется:
– У тебя автомобиль не поедет: смотри, колёса – на уровне бампера.

Девятилетняя Халида хмурится, трёт лоб и вместе с педагогом исправляет карандашный набросок. Теперь порядок. Светлея взглядом и обнявшись со своей дощечкой, девочка вприпрыжку возвращается за парту. Машину она выжигает в подарок братишке.

Борется Лилия, кстати, не только с чужими недостатками – со своими тоже. На весенней выставке «Город мастеров» ЦВР «Надежда», где мы познакомились, она легко и интересно вела концерт. Оказалось, панически боится сцены, а ведущей решила побыть, чтобы себя перебороть…

У всего настоящего, как известно, есть подделки: можно читать хорошие книжки, а можно плохие; можно дружить, а можно коллекционировать «друзей» в «Одноклассниках»… Недавно я с неприятным удивлением узнала, что даже у выжигания по дереву имеется виртуальный соперник: разработчики симулятора приманивают пользователей возможностью «покалякать» на воображаемой дощечке, не боясь ошибиться или обжечься. Мысленно радуюсь за кружковцев из «Прометея»: кто-то имитирует и «калякает», а они ошибаются, огорчаются, сами себя перерастают – одним словом, живут.

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (27 Дек 2014). Рубрика: Лента новостей, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти