В годы войны Стерлитамак стал мощным оборонно-промышленным центром

Первые недели войны. На общих и комсомольских собраниях записывают добровольцев. Сохранился составленный в июле 1941 года список добровольцев в народное ополчение в артели «Игла» (швейное производство). Коллектив этот состоял в основном из женщин, и они решили «не выходить замуж, не рожать детей, а подождать до полной победы над врагом…». В списке – фамилии закройщиц Надежды Глухих, Анастасии Маркеловой, Евдокии Пучкиной, Марии Ряхиной, Анны Подковыриной, учениц закройщиц Анны Пономарёвой и Анны Гавриловой, Надежды Кузьминой, заведующей трикотажным цехом Анны Межко. Из платьевого цеха записались портнихи Мира Садовская, Анна Быкова, Полина Волкова; из шапочного – Мария Волкова; а ещё с десяток кассиров, бухгалтеров, уборщиц, другого персонала. Не остались в стороне и немногочисленные мужчины-«игольщики», в ополченцы попросились закройщики Николай Игнатьев, Константин Небесский, заведующий цехом Кирилл Громов и даже 48-летний начальник производства Никифор Петров.

Когда Башвоенкомат прислал заявку на призыв в РККА нескольких человек – разрядников по лыжам, горспорткомитет поднял последние результаты городских зимних соревнований и предложил кандидатуры шести спортсменов: Ивана Майорова и Александра Смирнова из русского педучилища, выпускников школы № 4 Леонида Садовского, Николая Пиядина, Василия Жаринова и Анатолия Каленова. Им предстояло пройти школу подготовки в формируемых на территории Башкирии подразделениях.

Так, в первые месяцы Великой Отечественной в БАССР формировались 16-я (112-я) гвардейская Башкирская кавалерийская дивизия; 21-я (361-я) гвардейская стрелковая дивизия; непосредственно в Стерлитамаке формировалась 170-я (439-я) стрелковая дивизия. Ещё в республике формировались 134-я отдельная стрелковая бригада, 40-я отдельная миномётная бригада, 30-й запасной кавалерийский полк, 1098-й артиллерийский полк, 25-й отдельный бронедивизион в составе бронепоездов «Уфа», «Полководец Суворов», «Александр Невский», «Салават Юлаев». Наши новобранцы попадали и в военные училища, одно из которых – Рижское пехотное – дислоцировалось в самом Стерлитамаке.

Продолжали обучать молодёжь призывного возраста городские общественные организации – за 10 месяцев в городе были подготовлены 25 снайперов, 328 «ворошиловских» стрелков (из них 111 – женщины), 14 сандружинниц, 49 телефонистов. Так что на фронт ополченцы попадали после учёбы и необходимой подготовки.

Хотя город находился в глубоком тылу, горячее дыхание войны сразу же ощутили все его жители. Жизнь и здесь перестраивалась на военный лад. Слова «Всё для фронта!» были девизом всех и каждого. На места ушедших на фронт становились женщины, молодёжь, подростки. Они успешно овладевали различными профессиями.

Например, работница Стерлитамакского кожевенно-овчинного завода Григорьева научилась работать на строгальной, нарезной и других машинах, на любой из них перевыполняя нормы выработки. Освоила работу на трёх машинах её подруга Гумбина. На место ушедшего в армию Широкова встала его жена. Быстро овладев навыками работы на чесальной машине «Джефрей», она скоро стала выполнять производственную норму.

Уже с июля 1941 года в три раза возрос объём железнодорожных перевозок. На фронт непрерывными потоками перебрасывались войска, вооружение; в тыл шли эшелоны с эвакуированным населением, с заводским оборудованием и обслуживающим его персоналом. К тому же железнодорожный транспорт нёс большие потери подвижного состава. Резко сократилась ремонтная база, так как паровозоремонтные заводы перешли на выпуск военной продукции. Ощущался острый недостаток запасных частей.
В первые же дни войны на фронт ушло большинство из 180 работников локомотивного депо Стерлитамак, а оставшиеся подавали заявления с просьбой отправить их в ряды Красной армии добровольцами, зачислить в народное ополчение. Им отказывали, говорили о крайней нужде в квалифицированных рабочих кадрах на предприятии, о том, что каждый на своём посту – боец действующей армии. Тем более что «железнодорожное дело – дело военное».

Ушедших на фронт здесь тоже заменили женщины и подростки, успешно овладевавшие мужскими профессиями, работавшие кочегарами и помощниками машинистов паровозов. Среди них были совсем молодые девчата: А.Соловьёва, А.Андриянова, М.Сафонова, Е.Чухрова, З.Елохова, М.Левина, А.Шаталова, Т.Литвиненко. Военное положение на железнодорожном транспорте будет объявлено только в апреле 1943 года, но мобилизованными на борьбу с врагом считали себя все работники депо с первых часов войны. Первое воскресенье августа – свой профессиональный праздник – паровозники Стерлитамака объявили Днём ударного труда. В военное время нормой стала работа на пределе человеческих сил, массовым – движение под девизом: «Работать за ушедших на фронт, выполнять по две-три нормы за смену».

От паровозных депо требовали сократить сроки и повысить качество ремонта, улучшить подготовку кадров, организацию труда, увеличить выпуск запасных частей. В депо Стерлитамак была пересмотрена и перестроена система ремонта – помимо текущего промывочного дополнительно был освоен и средний ремонт паровозов. Здесь ввели в практику, например, устранение течи огневой коробки прямо на горячем паровозе, хотя это строжайше запрещалось официальными инструкциями. Давление в котле сбрасывалось до пяти атмосфер, топка частично очищалась от горящего угля, и туда, задыхаясь от дыма и обжигаясь паром, залезал ремонтник (машинист или помощник машиниста) в намоченной телогрейке… Никто из паровозников не видел в этом ничего героического.

Несмотря на тяжелейшие условия, паровозный парк депо Стерлитамак содержался в прекрасном состоянии – и техническом, и внешнем. Чуть выдавалась свободная минута – и вся бригада выходила к паровозу: чистили, смазывали, протирали… С целью бесперебойного продвижения поездов часть работ переносилась на промежуточные станции, проводилось «сдваивание» поездов. Когда в 1942 году особо остро стал ощущаться дефицит в кадрах, руководство депо бросило клич среди молодёжи города и близлежащих колхозов. Именно в то время в депо пришли М.Маркелов, А.Гумбин, П.Жаворонков, И.Шабрин, А.Доровский, семьи Евсеевых и Пантелеевых.

Как раз по железной дороге прибывали в Стерлитамак эвакуированные из прифронтовых районов заводы. За период Великой Отечественной войны наш город, да и вся Башкирская республика, пережили промышленную революцию! Если до войны в Стерлитамаке из промышленных предприятий были лишь кожзавод и мелькомбинат, то теперь Стерлитамак становился крупным центром союзного значения.

Автор: (6 Фев 2015). Рубрика: Главное, История, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти