В начале войны из Баку в Стерлитамак был перебазирован завод “Красный пролетарий”

Ещё в 1937 году с целью освоения открытых в районе деревни Ишимбаево, в Туймазах и Альметьевске промышленных запасов нефти, обеспечения работ по разведочному бурению, интенсификации нефтедобычи в Наркомате нефтяной промышленности СССР приняли решение о перебазировании механического завода «Красный пролетарий» из Баку в Стерлитамак.

Вспоминает А.Я.Цупкин, прошедший на этом заводе путь от рабочего до главного инженера: «До войны в Стерлитамаке для завода «Красный пролетарий» были построены два цеха с котельной и два четырёхэтажных дома по улице Мира. А ещё построили целый квартал двухэтажных домов по левому берегу Стерли и пять домов по правому берегу».

Перебазирование завода из Баку намечалось на 1942 год, но начавшаяся война внесла коррективы. 10 сентября 1941 года 97 бакинцев – работников завода со своими семьями – во главе с директором Н.А.Варламовым отправились из Баку. «Погрузили нас в порту на баржи, – рассказывали потом переселенцы. – Плыли мы до Астрахани, где нас пересадили на пароход, и по рекам Волге, Каме и Белой добрались мы до Уфы. Не обошлось и без приключений – одна из барж затонула вместе с нашим скарбом и тёплой одеждой. От Уфы до Стерлитамака ехали уже поездом».

В числе тех, кто впервые ступил на башкирскую землю, были начальник ОТК Н.Т.Дворцов, начальник ПТО А.Я.Цупкин, инженер В.Е.Телятников, сменный мастер Г.И.Липаткин, токари братья Сальниковы, слесарь М.Бородин и десятки других бакинцев. Было это 29 сентября.

Зима сорок первого выдалась на редкость суровой: морозы доходили до 53 градусов. А тёплой одежды у приехавших не было, люди вынуждены были греться теплом от станков, укутывались одеялами. Р.Н.Зимина вспоминала: «Время-то военное, по двенадцать часов не уходили из цехов. Цехи же не отапливались. Остановишь станок, так на нём сосульки появляются! Но всё выдержали, не спасовали».

Предназначенная раньше заводу промплощадка оказалась занятой Одесским станкозаводом. Местом размещения прибывшего из Баку оборудования стало шлакоблочное неотапливаемое помещение машинно-тракторной мастерской, которое напоминало барак. В нём и разместили механический, моторный, ремонтно-механический цехи, электроцех. Ограждения не было, как и проездов с твёрдым покрытием. Помещение, конечно, пришлось частично перестраивать, поэтому все ИТР и служащие днём работали на строительстве, а вечером – на своих рабочих местах.

Из Баку доставили 12 единиц станочного оборудования, потом завод получил дополнительно 16 станков и три паровых котла локомотивного типа. С самой лучшей стороны проявили себя специалисты-краснопролетарцы, возглавляемые Н.А.Варламовым, который до пуска завода руководил монтажом оборудования. На новом месте трудовому коллективу завода предстояло в короткий срок освоить капитальный ремонт бурового оборудования: лебёдок, вертлюгов, грязевых насосов, обеспечить их поставку предприятиям треста «Башнефтеразведка». С первых чисел октября краснопролетарцы получили задание ещё и на производство корпусов снарядов для противотанковых орудий. 22 октября приказом Наркомнефти директором завода был назначен С.С.Тарумян, приступил к своим обязанностям главный инженер Е.С.Зейде.

Первым начальником цеха по выпуску спецпродукции был А.А.Карцев. Цех, который он возглавил, пришлось строить днём и ночью, вместе с рабочими в строительстве участвовали инженеры, технологи и конструкторы. Работы велись интенсивно, но вскоре выяснилось, что из-за отсутствия необходимых строительных материалов задерживается перекрытие крыши. Все станки уже стояли на фундаментах, и поэтому директор завода принял решение немедленно приступить к изготовлению корпусов снарядов. В ночь с 30 ноября на 1 декабря первые комплекты были изготовлены.

Немаловажную роль в становлении производства на новом месте сыграли инженер-технолог Б.А.Бабич, инженер-конструктор Л.Б.Хазанская, инженер по производству Р.А.Шнайдштейн, цеховые и сменные мастера Г.С.Медведев, П.Г.Малкин, В.Ф.Гнётов, М.И.Кулиш, В.Ф.Шувалов, квалифицированные токари П.Г.Яковлев, Ф.А.Вахитов, И.У.Забалуев, А.Г.Фомичев, И.В.Мельников, А.С.Резников, Н.М.Готванский…

18 марта 1942 года стало датой организации механосборочного цеха для капитального ремонта моторов Челябинского тракторного завода, двигателей зарубежных производителей. В состав цеха вошли сварочное и кузнечное отделения. А коллектив возглавил Н.А.Варламов. Цех выполнял также заказы треста «Башнефтеразведка».

Вполне естественно, что к станкам пришлось вставать и жёнам, и детям бакинцев, и местным жителям. С началом войны система производственного обучения складывалась стихийно: новых рабочих учили прямо у станка. Обстановку тех дней хорошо передают воспоминания всё той же Р.Н.Зиминой: «Прошло много лет с того дня, как я пришла с отцом в цех. Первые две недели внимательно следила за его работой, а на третьей неделе он сказал, что, дескать, хватит, дочка, за спиной стоять, в учениках быть, становись за станок. Сделал он мне маленькую подставку под ноги, я на неё встала и приступила к обработке первой своей детали».

Первый приказ по заводу о зачислении в спеццех учениками токарей появился 14 ноября 1941 года. Учениками стали Михаил Глебов, Александр Алексеев и Виктор Чернов. За ними пришли Мария Сисина, Александр Кабанов, Тихон Лалаев, Елена Чернышева, Татьяна Никифорова, Нина Варламова, Михаил Исаев… Действенным способом обучения оказалось прикрепление к новичкам мастеров и кадровых рабочих; в результате такой организации занятий сроки учёбы значительно сокращались. Каждый из наставников должен был не только доброжелательно встретить новичка, но и помочь ему войти в трудовой коллектив, изготовить первую деталь. В 1942 году учениками токарей были зачислены свыше ста человек.

В течение всех военных лет краснопролетарцы продолжали, наряду с неукоснительным исполнением государственного заказа и работы на нефтедобытчиков, расширять и реконструировать предприятие. На завершающем этапе Великой Отечественной войны на заводе начали производить капитальный ремонт двигателей В2, отработавших свой срок на танках Т-34. Отремонтированные дизели стали применять на буровых «Башнефти». На «Красном пролетарии» организовали также курсы целевого назначения для мотористов и механиков для обслуживания на буровых танковых двигателей системы В2-ИС. К концу войны заводчане наработали уже значительный опыт в деле проведения капитального ремонта и импортных двигателей.

Автор: (21 Фев 2015). Рубрика: История, Лента новостей, Экономика. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти