За что боролся и как погиб Ш.Бабич

В январе классику башкирской литературы Шайхзаде Мухаметзакировичу Бабичу исполнилось 120 лет. Символично, что эта дата пришлась на Год литературы в России.

Начальное образование юноша получил в медресе отца. Одарённый ребёнок рано научился читать и вскоре перечитал всю богатую отцовскую библиотеку. Там он впервые открыл для себя татарского классика Габдуллу Тукая. А некоторые стихи, такие, как «Шурале», «Русалка» и «Новый кисекбаш», знал наизусть.

В 1910 году он отправляется в казахские степи, по следам Мифтахетдина Акмуллы: записывает произведения Абая и других казахских акынов. В Кустанайской области, в кишлаке Дусенбай, в доме казахского муллы Муртазы, учит казахских детей грамоте. На прощанье гостеприимный хозяин подарил ему книгу стихов Ибрагима Кунанбая.

Осенью 1911 года Шайхзада поступает в известное в России прогрессивное уфимское медресе «Галия», которое создал поэт-просветитель Зыя Камали. Студенты самых разных национальностей – татары, башкиры, представители народов Кавказа и Средней Азии – изучали здесь такие светские дисциплины, как арифметика, география, литература. Это медресе дало многих известных поэтов, фольклористов, журналистов, лингвистов, педагогов, таких, как Мажит Гафури, Галимжан Ибрагимов, Сайфи Кудаш и другие.

Очень скоро Шайхзада, который выделялся не только своей образованностью, но и высоким поэтическим даром, становится весьма заметной личностью в медресе. Разносторонне одарённый юноша организовывал концерты, выступал на сцене, виртуозно играл на мандолине и пел. Очень наблюдателный, острый на язык, он, как истинный сэсэн, метко высмеивал недостатки в масштабе не только медресе, но и всего города, читал свои сатирические стихи, написанные для рукописных журналов «Кармак» и «Парлак». Одним из первых в башкирской поэзии посвятил стихотворение своему современнику и кумиру Габдулле Тукаю.

Если в первых его стихах заметна связь с традициями башкирского фольклора, то в последующие годы он пишет лирические монологи, поэтические портреты, пародии, сатирические стихи. «Бабич – мастер стиха, мастер юмора», – считали его современники. Журналы «Шура», «Акмулла», выходившие в Оренбурге в 1913 году, охотно печатали их. Во многом благодаря этим изданиям его произведения смогли дойти до наших дней.

Ш.Бабич встаёт в один ряд с виднейшими мастерами башкирской и татарской литературы. В 1914 году из-под его пера выходит одно из главных произведений – «Моему народу», в котором описываются страдания людей, вызванные начавшейся войной.
15 февраля 1915 года видный татарский писатель, автор талантливых рассказов и романа «Молодые сердца», большой художник, мастер слова Галимжан Ибрагимов переехал на постоянное жительство в Уфу и к великой радости творческой молодёжи стал преподавать в медресе «Галия». Именно Галимжан Ибрагимов увидел в Ш.Бабиче будущего гениального поэта. При нём уровень преподавания литературы неимоверно возрос. Мало того: известный писатель пропагандировал творчество таких гениев мировой литературы, как Гомер, Данте, Шекспир, Шиллер, Гёте, Байрон, Фирдоуси… Стремившийся к знаниям Ш.Бабич даже слушал лекции по астрономии, которые в программе учёбы не были предусмотрены.

По окончании медресе в 1916 году Бабич несколько месяцев учительствовал в Уфе. Вскоре появились его знаменитые стихи «Жду», «Для кого?» и другие, в которых каждая строка наполнена любовью к родному народу, верой в его будущее. Некоторые из них, например, «Жду», были написаны на основе арабской графики на чисто башкирском языке. Так Ш.Бабич выступил как основоположник исконно башкирской поэзии. Что, кстати, стало причиной конфликта с редактором газеты «Тормош» Закиром Кадири, который не хотел публиковать «пространные» стихи.

Но в Уфе он не задержался. Отправился учительствовать в Троицк. В это время всё ярче раскрывается его творческий дар. В балладе «Клоп» он, как бы высмеивая себя, на деле раскрывает недостатки других. Образ клопа – это сатирический портрет кровопийц, грабителей и угнетателей, наживавшихся на войне. В том же году Шайхзада пишет сатирическую поэму «Газазил», в которой, по мнению одного из современников, превращает религиозную легенду в пародию. События в поэме происходят вокруг конфликта бога и дьявола. «Поэма – выдающееся произведение, поэтическое сокровище, ставшее первым настоящим образцом в формировании башкирской поэмы как жанра, где сюжеты поднимаются до высот обличения пороков реальной жизни», – так характеризовали это произведение литературные критики…

После Февральской революции 1917 года и свержения монархии поэт пишет проникнутые духом свободы, восторженные стихи, выпускает в Троицке газету «Вольная нация», участвует в демонстрациях.

Осенью 1917 года Оренбург стал центром башкирского национального движения. Бабич оказался в гуще этих событий. Как один из ведущих журналистов он печатается в газете «Башкорт», избирается секретарём Центрального башкирского шуро, вкладывает много сил в создание башкирской молодёжной организации «Волна». Этот этап деятельности нашёл отражение в его первом поэтическом сборнике «Молодой Башкортостан», где впервые в истории 13 стихотворений поэта выходят на исконно башкирском языке, который будет детально разработан лишь в 1926 году. Так уроженец д.Асян Бирского уезда (ныне Дюртюлинский район) Уфимской губернии стал одним из основоположников башкирской письменности.

В марте 1918 года Бабич вместе с членами Башкирского правительства был арестован большевиками и оказался в одной камере с Заки Валиди. От неминуемого расстрела их спас ночной рейд дутовских казаков под командованием корнета А.Карамышева… В июле он уже занимался формированием башкирских отрядов в двух волостях Уфимской губернии.

В январе-феврале 1919 года Шайхзада пишет объёмное поэтическое «Обращение к башкирскому народу», которое во многом способствовало бескровному переходу башкирских частей на сторону Красной армии. 25 февраля 1919 года приказом военно-революционного комитета Башкортостана Ш.Бабич и молодой поэт, философ, редактор Абдулхай Иркабаев назначаются на работу в отдел печати Башревкома. 24 марта сотрудники отдела печати, погрузив архив правительства и типографию, в сопровождении 30 башкирских конников отправились из Темясово в Красную Мечеть (примерно 170 км, нынешнее Мраково), чтобы дождаться прибытия основных частей башкирских войск и отправиться в Стерлитамак, где должны были разместиться Башкирское правительство и Башревком. По пути они останавливались во многих аулах. И всюду Бабич выступал на митингах со своим пламенным «Обращением», объяснял людям, что башкирский народ больше страдает от белогвардейцев.

Но у красных на сей счёт было своё мнение. С переходом башкирских частей на их сторону большевики развернули против башкирского народа настоящий террор. Бабича и Иркабаева вместе с охраной разоружили в селе Кананикольском солдаты Смоленского полка. Охрану расстреляли, а Бабича и Иркабаева повезли на Зилаирский завод, где по приказу красных командиров изрубили на куски…

«Свети народу своему!» – примерно так звучит один из поэтических призывов Шайхзады Бабича, которому он следовал всю свою короткую, но яркую жизнь. Яркую, как свет, которым он одарил башкирскую литературу.

К.Салимов

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (11 Фев 2015). Рубрика: Главное, Культура, Лента новостей, Литература. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти