21 апреля – День местного самоуправления

На протяжении всей истории нашей страны можно увидеть проявления гражданского общества. Одним из самых ярких таких примеров является земское движение в России в конце XIX – начале XX веков, которое внесло большой вклад в расширение прав и возможностей земств, в решение хозяйственных и культурно-просветительских проблем местного сообщества.

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

Местное самоуправление в России имеет давнюю историю, и это не конституционно-правовое оформление в 1993 году, как принято считать. Зачатки института самоуправления сформировались намного раньше. Прообразом муниципальных органов служат вечевые собрания граждан Новгорода и Пскова в XII-XV веках. На этих собраниях решались основные вопросы местного значения: назначение князя, объявление войны и заключение мира, сбор налогов и другие. В XVII веке основными звеньями местного самоуправления были воеводы и старосты. Следующий шаг в формировании органов муниципальной власти был сделан при Петре I: сначала были учреждены губернии, а позже созданы выборные сословно-общинные учреждения городского самоуправления – магистраты и ратуши.

При Екатерине II страна была поделена на 50 губерний, в каждой из которых создавалось губернское правление. Городничий исполнял административные функции, а полицейский надзор осуществлял капитан-исправник. Начало созданию российского законодательства о местном самоуправлении положила Жалованная грамота городам. Её приняли 21 апреля 1785 года. Именно эту дату и выбрал Президент России в 2012 году в качестве Дня местного самоуправления. В 1785 году была официально утверждена система городского управления – собрание «общества градского», в компетенцию которого входили выборы городского головы, представление губернатору своих соображений о нуждах города и многое другое. В провинции, правда, применили упрощённую форму – собрание всех граждан и выборный совет из представителей разных групп горожан.

Стерлитамак, изначально возникнув как соляная пристань, с 1782 года получил статус уездного города, но по многим вопросам управления был подчинён Уфе. За порядком в городе следил городничий, первым из которых был секунд-майор Ершов, а первой администрацией города в 1851 году стала городская ратуша.

В  XIX веке в области местного самоуправления были проведены масштабные реформы. В губерниях и уездах стали действовать земские собрания, они являлись выборными распорядительными органами. «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» среди прочих определяло права, обязанности и ответственность сельских и волостных должностных лиц – своего рода правовой статус муниципального служащего. Лица избирались на 3 года, отказ от должности не допускался. Предшественниками муниципальной службы стали земские уездные и губернские управы.

Городская реформа 1870 года ввела органы управления в городах – городскую думу и городскую управу, возглавляемую городским головой, – так похожие в функциональном смысле на нынешние органы самоуправления. В конце XIX века органы самоуправления окрепли, попытались взять в свои руки существенную часть местной власти, но Александр III, известный своими контрреформами, сначала ограничил компетенцию, а затем и вовсе ликвидировал органы городского самоуправления.

НА СЛУЖБЕ ОБЩЕСТВУ

Лицо города определяют люди, проживающие в нём. И во все времена есть свои герои и антигерои. В дореволюционном Стерлитамаке, пожалуй, самым выдающимся городским головой был К.Д.Ростовцев. Будучи высокообразованным человеком знатного происхождения, он отличался от прочих своим неравнодушием к судьбе провинциального городка. Ростовцев постоянно ходатайствовал перед столичными чиновниками о материальной поддержке Стерлитамака в условиях экономического кризиса, просьбы сводились к выделению средств для укрепления берегов рек, благоустройству города.

В 1913 году К.Д.Ростовцев добился личной аудиенции у Николая II: городской голова предлагал строительство железной дороги Оренбург-Стерлитамак-Уфа-Пермь для развития торговых связей. Прогрессивное по тем временам предложение так и не было реализовано, этому помешали начавшаяся Первая мировая война и затем – революция.

Пристальное внимание городской голова уделял развитию промышленности и просветительской деятельности в городе. Голова написал несколько трудов, посвящённых этим проблемам. За время его руководства число учебных заведений возросло почти в 2 раза, а учащихся – в 3 раза. Ростовцев также занимался благотворительностью, жертвуя в пользу города огромные средства.
Образ К.Д.Ростовцева – это образ истинного градоначальника, радеющего за своё дело. Позже он сам писал: «Быть градоначальником – это когда на алтарь своего родного общества кладёшь и свои последние силы». Ростовцев пытался придать малоизвестному провинциальному городку общероссийское значение, искренне верил, что у Стерлитамака большое будущее.

КУРС – НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

С установлением власти большевиков в стране многое поменялось: весной 1918 года были ликвидированы все земские и городские органы местного самоуправления, стал действовать принцип единства системы Советов, которые сосредоточили в своих руках всю полноту власти, в том числе и на местном уровне. В Стерлитамаке, как и во многих других городах, решающую роль играл горком партии и исполком горсовета.

Вопросы местного самоуправления стали вновь актуальными лишь в конце 1980-х годов: в 1990 году был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства», в 1991 г. – Закон РСФСР «О местном самоуправлении».

Конституция РФ 1993 года обусловила появление муниципальной службы в её современном виде. Деятельность местных Советов прекратилась, распорядительные полномочия были переданы местным администрациям, были объявлены выборы новых представительных органов самоуправления. В 2003 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», положениями которого мы руководствуемся и в настоящее время.

Нужно признать, что в большинстве своём наше общество остаётся пока ещё политически незрелым. Участие в самоуправлении проявляется пассивно: сходить на очередные выборы и, может быть, пожурить власть в присутственных местах. Высказать своё недовольство, безусловно, намного проще, чем, объединившись с другими, попытаться решить проблему. Конечно, граждане должны озвучивать свои интересы, надежды и потребности, но делать это следует конструктивно, понимая дальнейший план действий.

Сегодня муниципалитеты действительно являются связующим звеном между государством и гражданским обществом. Важным условием, без которого трудно себе представить современное местное самоуправление, является его открытость. В Стерлитамаке на протяжении последних лет реализуется проект «Открытый муниципалитет», который предполагает откровенный разговор городской власти и горожан не только о насущных проблемах, но и о достижениях города. Ведь думать надо не только о плохом, но и замечать то хорошее, что у нас есть.

Понять, как устроен городской бюджет, как он пополняется и на что расходуется, можно, посетив официальный сайт «Открытый бюджет». Каждый горожанин в любое время может увидеть, куда направляются налоговые отчисления жителей. К слову говоря, больше всего в Стерлитамаке расходуется на социальную сферу – образование и жилищно-коммунальное хозяйство. Причём по городскому бюджету устраиваются публичные слушания, которые являются одной из форм функционирования гражданского общества и открытости муниципалитета. На публичные слушания выносятся злободневные вопросы: строительство объектов социальной инфраструктуры, переименование улиц, корректировка генерального плана города и т.д.

Результатом совместных усилий органов местного самоуправления и горожан становятся успехи Стерлитамака в самых разных областях. По итогам 2013 года Стерлитамак стал третьим среди самых благоустроенных городов страны, за последние годы в городе значительно выросли темпы строительства. Глава администрации Алексей Изотов отметил: «Современный город – это прежде всего люди, без них городское пространство теряет свой смысл». Именно поэтому в Стерлитамаке огромное внимание уделяется не только социальной сфере, но и досугу горожан: обустраиваются городские территории, появляются малые архитектурные формы. Строящиеся торгово-развлекательные центры – это не только шопинг и развлечения, но и дополнительные рабочие места для горожан. У Стерлитамака есть свой бренд, который в полной мере стремится отразить идентичность города.

Муниципалитет находится в постоянном поиске новых каналов участия горожан в управлении, и это важно. Местное самоуправление является той базой, на которую опирается государство: не получится целостной картинки при отсутствии хотя бы одного пазла. А какими будут эти пазлы, зависит от нас с вами.

О.Туриянова, кандидат исторических наук

Автор: (21 Апр 2015). Рубрика: Главное, Лента новостей, Политика. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти