О результатах проекта “Делаем телевидение сами”

Вы довольны сегодняшним телевидением? Только честно? Поздравляю: одиночество вам не грозит. Не смотреть телевизор становится мейнстримом, особенно для самостоятельных людей, ценящих жизненное время. Кого-то не устраивает, что, даже имея огромный выбор каналов, чувствуешь себя затерявшимся в информационной пустыне: ток-шоу без подстав, правда без чернухи и любой намёк на интеллектуальность оказываются миражами. А ближе всего к реальности – откровение Че Гевары из пелевинского «Generation «П»: «При быстром переключении с канала на канал телевизор превращается в пульт дистанционного управления телезрителем»… Известный телекритик Ирина Петровская, конечно, права: то, что телевизор никто не смотрит, – «это ведь лукавство, всё равно подсматривают». И, между прочим, с надеждой: вдруг, кроме «Культуры», найдутся ещё какие-нибудь каналы, заинтересованные не столько в рейтингах, сколько в появлении умных зрителей? Мне повезло: довелось поработать в жюри городского проекта «Делаем телевидение сами». Теперь мне легче надеяться на то, что через несколько лет старый добрый светящийся ящик нам обязательно понадобится.

ПРЕДЧУВСТВИЕ

Я помню их, школьников и студентов, пришедших на собеседование полгода назад. Серьёзные и смешные, робкие и рассудительные, они волновались, краснели, забывали старательно выученные стихи и очень хотели понравиться. В проект тогда взяли практически всех: боялись ошибиться, вдруг мы кого-нибудь не разглядели? У одних – отличная дикция и эффектная внешность, другие радуют самостоятельными суждениями, да и целеустремлённость и настойчивость вряд ли будущему тележурналисту помешают.

Неделю за неделей они учились не бояться камеры и держать её в руках; подходить на улице к незнакомым людям с вопросами типа «Как вы думаете, что такое счастье?» и умудряться получать толковые ответы; осваивали стендап (репортёрскую стойку в кадре) и могли рассказать о чём-нибудь (да хоть о себе) так, чтобы случайному зрителю стало любопытно: что это за таинственный и чертовски талантливый незнакомец говорит с ним с экрана… Конкурсантам пришлось вгрызаться в работу корреспондента, сценариста, режиссёра, оператора… Изнурительный, между прочим, труд. И ради чего? Ради славы? Я вас умоляю. Заниматься журналистикой – ещё более неблагодарное дело, чем предсказывать погоду. «Неинтересно», – зевнёт в ответ на старания нашего брата иной Читатель. «А что нужно?» – взмолится о конструктивной критике бедолага-журналист. «Даже не знаю. Но чтобы было интересно», – глубокомысленно научит Читатель… Выручают в нашей профессии, пожалуй, только неистощимый интерес к жизни и доброта. Вот именно такие ребята, чуткие, с тёплой верой в людей, и победили в проекте. А те, кто грезил о карьере телеведущего без собственного взгляда на мир, сошли с дистанции первыми: всё-таки здесь не озвучивают чужие тексты, а делают телевидение сами.

– На вопрос о счастье люди отвечали по-разному. Кто-то говорил: «Счастье – сдать экзамены», кто-то дурачился: «Счастье – это еда», пытался, наверное, показаться смелым, соригинальничать, – вспоминает свой телеэксперимент 10-классница гимназии N 1 Карина Файзуллина. Младшая из лучших участниц, застенчивая и вдумчивая, сама она на много раз заданный ею вопрос отвечать не торопится. – Я не думаю, что прожила достаточно, чтобы определить, что такое счастье. Любимое дело, люди, которые тебя поддерживают и которых ты можешь поддержать… Не знаю, счастье ли это, но это главное.

– Каким, по-твоему, должен быть журналист?
– Честным перед собой и перед зрителем (читателем), беспристрастным. Он не должен демонстрировать собственные эмоции, должен быть дипломатом и иметь холодную голову. Мне кажется, задача журналиста – максимально раскрыть личность человека, с которым он беседует, а если вывести собеседника на разговор не получается и в ответ на вопросы звучит только «да» и «нет» – лучше убрать такие вопросы.

– Снять короткометражный фильм – это был самый сложный этап конкурса?
– Самый интересный. У каждого человека, наверное, есть мечта снять фильм. Как появилось моё «Предчувствие»? У моего знакомого юноши есть рассказ, он мне очень понравился, по его мотивам я и сняла кино о молодом художнике. Творчество этого художника граничит с мистикой. Он просто рисует портреты и вдруг понимает, что они оживают. А вот свою судьбу, любимую девушку, которая появляется в финале, он уже осознанно нарисовал… Ведь у всех нас бывает такое: думаешь о чём-то – и вдруг это происходит. Я сняла этот фильм, чтобы показать: иногда стоит верить своему сердцу; бывает, что предчувствие не обманывает.

АВАНТЮРА

20-летняя Дарья Шорсткина – студентка СФ БашГУ, будущий историк. Если бы она захотела связать свою жизнь с телевидением, эфир мог бы пополниться как минимум несколькими невиданными авторскими программами. Дерзкая, яркая, начитанная и способная всё книжное живейшим образом переосмыслить, лично меня она приятно удивляла каждой своей работой: от ролика а-ля трейлер к фильму «Голодные игры» до короткометражки по мотивам английской народной сказки «Три желания» (очень точный выбор, история, поучительная для каждого из нас. Полюбопытствуйте, не пожалеете).

– Чем хороша профессия тележурналиста? Тем, что настоящий тележурналист обладает всеми качествами, которые есть у меня, – невозмутимо сообщает Дарья. – Тележурналист умён, изворотлив, любопытен, остроумен, он прирождённый актёр и способен на авантюры. Конкуренция на проекте меня абсолютно не волновала: мне не нужны были призы, мне важно было покинуть зону собственного комфорта, научиться чему-то новому, измениться. Получилось.

– А что, по-твоему, следует срочно менять в программе телепередач центральных каналов?
– Лично мне на телевидении не хватает красоты, культуры, не хватает добрых детских сказок. Что касается собственных телепроектов, у меня есть несколько задумок, связанных с просвещением детей и молодёжи: я всё-таки без пяти минут педагог, люблю детей и хочу пробудить у них интерес к чему-то важному в жизни.

ПРАВДА

Она расположилась напротив, её зовут Наталья Касьянова. Сейчас она спросит моего мнения об очередных конкурсных работах, и я, с колотящимся сердцем, в тихой панике косясь на бездонный чёрный глаз камеры, каким-то чужим голосом буду говорить какую-то ерунду. Спасёт, кажется, только приободряющая Наташина улыбка…

– Творческая работа – это моё, у меня прямо руки чешутся сделать что-нибудь, как говорят, креативное. Поэтому мне и камеру легко было освоить, и монтажу научиться, – так же безмятежно и тепло улыбаясь, расскажет Наталья, когда станет одной из победительниц. – Я учусь на психолога, и, думаю, в тележурналистике это очень пригодится – поможет мне быть более проницательной, лучше чувствовать людей.

– Почему проект стал твоим успехом?
– Я искренний человек. Всё, что есть хорошего у меня в душе, стараюсь донести до зрителя. А главное, я хочу сказать зрителю, что быть открытым – это здорово. Я люблю, когда люди смеются. Надеюсь, моя короткометражка «Что мы знаем о котах?» кого-то развеселила. Забавные случаи на съёмочной площадке? Забавна, наверное, сама ситуация: мы снимаем кино от лица кота. У нас при этом много серьёзной работы, а главный герой настойчиво выведывает и вынюхивает, что мы делаем. И совершенно не понимает, куда его тащат и что происходит. В общем, натерпелся он от нас…

– Чему я научилась за эти полгода? На всё смотреть по-другому, – признаётся 20-летняя Илюза. На прослушивании девушка читала «Письмо матери» Есенина. Вернее, не читала, а жила им. Тоненькая, хрупкая, в длинном платье и очках, на вид классический молодой библиотекарь. На самом деле учится на экономиста. – Теперь я не просто телезритель. Я анализирую, как готовилась передача, как выбирали сюжет, продумывали логику программы. Меня огорчают на сегодняшних центральных каналах излишний пафос и ненужные, неумные передачи. Я хочу создавать авторские программы, в которых смогу поднимать серьёзные проблемы, вести дискуссии (в этом смысле Малахов для меня – образец телеведущего: сопереживающий, уверенный, настоящий перед камерой). Свою короткометражку «Дикий обычай» я посвятила очень важному, на мой взгляд, выбору современной женщины. Рождение ребёнка или карьера? А что, если мне однажды придётся выбирать? Пока снимала фильм, я поняла: семья для женщины – движущая сила, без неё вообще нет смысла делать карьеру, нет счастья… А ещё, если повезёт связать жизнь с телевидением, мне очень хочется вести увлекательные, познавательные телепроекты формата «Умники и умницы», «Закрытый показ».

– И вы всерьёз верите, что телевидение способно побудить людей задуматься и даже в чём-то пересмотреть свою жизнь?
– Именно в это я и верю.

Зная вдохновителей проекта – директора центра развития творчества Альмиру Сайфутдинову и руководителя городского телеканала «UTV» Дениса Абузарова с их неугомонным характером и отзывчивостью на всё новое и лучшее, – оставим сомнения. Молодые стерлитамаковцы ещё покажут нам, что такое достойное телевидение.

Для тех, кто всё пропустил: выпуски проекта «Делаем телевидение сами» есть в свободном доступе в Интернете.

О ПРОЕКТЕ

«Делаем телевидение сами» – совместный проект центра развития творчества детей и юношества и городского телеканала «UTV». Тридцать участников от 15 до 25 лет, прошедших кастинг, получили возможность пройти обучение у команды профессиональных телевизионщиков и попробовать свои силы в тележурналистике. На каждом из этапов лучшие определялись путём интернет-голосования с учётом мнения жюри, в состав которого вошли представители радио, телевидения и прессы. Проект создан в формате реалити-шоу, это был конкурс на выбывание: до финала дошли авторы самых креативных идей и добросовестно выполненных работ. Среди самых значимых призов для победителей – сертификат на руководство авторской программой на городском телеканале «UTV» и стажировка на радиостанции «Европа плюс».

На Международном творческом конкурсе «Путь на Олимп» руководители проекта, педагоги центра развития творчества детей и юношества А.Ю.Сайфутдинова и Н.А.Бахтиярова заняли первое место, их проект стал обладателем статуэтки «Золотой Олимп» и ордена «Слава Олимпа». В номинации «Кинотворчество» короткометражные фильмы, снятые участницами проекта, взяли все призовые места: «Предчувствие» Карины Файзуллиной, «Что мы знаем о котах?» Натальи Касьяновой и «Дикий обычай» Илюзы Галиевой – 1, 2 и 3 места соответственно. А участник конкурса Анатолий Самков разработал проект создания школьного телевидения в своей гимназии № 6 и с этим проектом принял участие в конкурсе «Лидер XXI века».

Выпуски «Делаем телевидение сами» – отличные видео-мастер-классы для тех, кто интересуется телевидением, мечтает о творческой профессии и хочет поверить в себя.

Автор: (2 Апр 2015). Рубрика: Крупным планом, Лента новостей, Лучшие статьи. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти