О дефиците высококвалифицированных рабочих и технических специалистов

Председатель комитета по образованию и науке Совета Федерации профессор, доктор технических наук Х.Д.Чеченов в недавней дискуссии о проблемах обучения молодёжи с горечью сказал: «Я могу изобрести гравитолёт. А кто его делать будет?». Так он констатировал возникший в стране кадровый дефицит высококвалифицированных рабочих и технических специалистов. В Стерлитамаке эта проблема неоднократно обсуждалась на встречах за круглым столом, в которых принимали участие депутаты городского Совета, директора школ и учебных заведений профессионального образования, а также руководители промышленных предприятий.

АЛЬЯНС НПО И СПО

О том, что сейчас происходит с НПО и СПО (начальным и средним профессиональным образованием), на одной из таких встреч рассказал директор Стерлитамакского колледжа строительства, экономики и права А.М.Андреев. Он проанализировал законодательную базу, на которой в наше время строится система профессионального образования. Законом Российской Федерации были введены два уровня профессиональной подготовки – НПО (как первый уровень) вошло в структуру СПО.

Первый уровень – это подготовка высококвалифицированных рабочих. Второй – подготовка специалистов среднего звена или, как говорили в советские времена, «сержантов индустрии». Интеграция этих уровней позволяет решить сразу несколько актуальных задач. Кроме того, принят и целый ряд нормативных законодательных актов в области расширения прав работодателей в разработке образовательных программ, в оценке эффективности деятельности образовательных учреждений, в прогнозировании потребности обеспечения кадрами и других вопросов. Это реальная попытка увязать программы развития образования с программами по развитию модернизации экономики города, республики и всей страны.

КЛАСТЕРЫ – ЧТО ЭТО?

Создание многопрофильных учреждений (кластеров), которые могли бы быстро перестраиваться с учётом запросов работодателей и при сохранении существующих профессий и специальностей внедрять новые, если в них возникнет необходимость, – вот основная цель реструктуризации системы профобразования.

В былые времена, когда выпускники приходили на предприятие, им нередко говорили: «Забудьте, чему вас учили!». Сейчас так учить невыгодно. Для нынешней экономики необходимо готовить подкованных специалистов, чтобы потом не пришлось их переучивать. И какой бы хорошей ни была имитация практической деятельности в аудитории, она не заменит цех или стройплощадку. В новые образовательные программы в обязательном порядке вводится вариативный комплект. Иными словами, студентов должны учить под те станки, под то оборудование, которое есть на конкретном предприятии. Согласно закону, ежегодно обновляя учебные программы, нужно проходить экспертизу у работодателя.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ ОСТАНОВИЛСЯ

Директор Стерлитамакского политехнического техникума Р.Ш.Резяпов на последнем круглом столе напомнил о том, что прежнее НПО решало очень важную социальную проблему:

– Начну с упоминания социальной функции начального профессионального образования России. Сейчас о ней почему-то забывают. А нужно давать себе отчёт, что в нашей стране – сотни тысяч социальных сирот. Раньше такие дети поступали в учебные заведения НПО и получали определённые льготы – на питание, обмундирование, бесплатный проезд и т.п. Какую категорию мы лишили льгот? 70-80 процентов учащихся НПО приходили из детских домов, неполных семей и т.п. Для многих из них НПО играло роль социального лифта. Те, кто хорошо учился, участвовал в предметных и профессиональных олимпиадах, поступали в техникумы и вузы. Что их ждёт сейчас?..

Слова Рашита Шагитовича заставляют задуматься. Получается, социально неблагополучных детей выталкивают на улицу, где они самостоятельно пытаются решить свои проблемы. Не формируется ли таким образом слой незаконопослушных граждан? Экономим на образовании, а деньги переходят в МВД, что значительно дороже для государства. Статистика настораживает: в 1995 году в школах страны училось 21,5 млн. детей и 450 тысяч социальных сирот. В 2009-м – 13 млн. школьников и 700 тысяч социальных сирот. Сейчас число последних, по приблизительным подсчётам, утроилось! Не будем ли мы в ближайшее время задаваться привычными вопросами: «Что делать?» и «Кто виноват?».

ПОЙДЁТ ЛИ МОЛОДЁЖЬ В РАБОЧИЕ?

Пойдёт! Но если увидит заманчивые перспективы. Недавно в СМИ можно было прочитать о московском колледже N 8. Он готовит высококвалифицированных рабочих и технических специалистов для авиационной промышленности. Там выстроена линейка оборудования, мини-авиазавод, возможности которого… превышают требования работодателя. Работодатель – авиационная промышленная корпорация «Сухой», строящая истребители пятого поколения. Причём специалисты корпорации, случается, учатся на материальной базе колледжа, у мастеров этого учебного заведения. И проблем с набором учащихся там нет.

В московском колледже N 18 совсем другая специфика – ландшафтный дизайн. Два года назад на профессию садовника было 60 заявок. Сегодня – 780! На это можно возразить, что в Москве, мол, совсем иная экономическая ситуация. Но есть примеры других городов. Например, в Стерлитамаке 5 июня 2011 года в результате реорганизации двух образовательных учреждений – станкостроительного техникума и профессионального лицея  N 15 – был создан Стерлитамакский политехнический техникум. Практическое обучение студентов осуществляется по утверждённым планам и программам и проходит на ведущих промышленных предприятиях города. Все обучающиеся кроме основной профессии или специальности получают дополнительную или смежную специальность. Студентам дана возможность непрерывного образования.

С 22 апреля 2014 года произошла реорганизация Стерлитамакского химико-технологического техникума: к нему присоединили профессиональный лицей N 60. Одно из крупнейших промышленных предприятий города – ОАО «Башкирская содовая компания» – традиционно считает это учебное заведение цехом по производству кадров и оказывает ему всяческую поддержку и помощь, не говоря уже об организации практики обучающихся.

Словом, там, где есть развитые бизнес-структуры, работодатели захотели и сумели вложить деньги в образование, наблюдаются неплохие результаты. А там, где их нет? Беда! Раньше учебные заведения профобразования финансировались из федерального бюджета. Сейчас – из регионального. В ряде регионов (дотационных) это привело к разрушению и даже уничтожению системы подготовки рабочих кадров и увеличению безработицы среди молодёжи…

Автор: (8 Апр 2015). Рубрика: Главное, Лента новостей, Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти