О проблемах профориентационной работы в школе и задачах реформы профессионального образования

Выбор любимого дела – непростая задача. О проблемах профориентационной работы в школе, задачах реформы профессионального образования мы беседуем с директором филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профобразования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» в Стерлитамаке профессором Р.Р.Даминевым.

– Рустэм Рифович, чем вызвано реформирование устоявшейся системы профессионального образования?
– Современная система профобразования, чтобы стать эффективной, должна ориентироваться на запросы отечественных предприятий. Только тогда она сможет удовлетворить потребности экономики нашей республики и страны в целом.

– Что для этого необходимо сделать?
– Во-первых, нам нужно добиться, чтобы квалификация выпускников профессиональных колледжей и высших учебных заведений чётко соответствовала требованиям современной экономики, отвечала потребностям работодателей. Поэтому образовательная подготовка должна вестись с опорой на лучшие мировые технологии и передовую практику.
Во-вторых, очень важно приоритетно сосредоточить ресурсы бизнеса, государства, образовательной сферы в целом на развитии начального и среднего профессионального образования, так как эти уровни полностью переведены на региональное финансирование. В-третьих, нужно повысить уровень мониторинга качества подготовки кадров, усовершенствовать систему оценки, сертификации, максимально приблизив к требованиям работодателей.
Сейчас актуально совмещение теоретической подготовки студентов профессиональных колледжей с практическим обучением на предприятиях: студенты должны проводить не менее половины учебного времени на производстве, в учебно-тренировочных центрах. При этом работодатель вправе активно участвовать в планировании и реализации программ обучения.

– Вы организовали курсы подготовки старшеклассников в нескольких школах нашего города. Это тоже в рамках профориентационной работы?
– Да, мы открыли бесплатные курсы углублённого изучения математики, физики, химии в гимназии N 6 и школе N 12, предварительно согласовав все вопросы с отделом образования администрации города и побеседовав с родителями. Теперь у нас занимаются ученики девятых, десятых и одиннадцатых классов.

– Но в наше меркантильное время без выгоды мало что организуется. В чём ваша выгода?
– Наш интерес – в том, чтобы обнаружить талантливых ребят, увлечь их точными науками. Ведь каждому ученику необходим толчок. Стоит только дать ему возможность, вселить уверенность в себе, и дело пойдёт! К тому же, сейчас талантливые ребята из семей со средним достатком не могут оплачивать услуги репетиторов, а мы даём им возможность углублённого изучения математики, физики и химии. Кто знает, может быть, они станут нашими студентами, и не худшими.

– Вы не отбираете хлеб у школьных учителей?
– Ни в коем случае. В тех школах, где организована подготовка к ЕГЭ, мы не просто закрепляем полученные детьми знания, а усиливаем и расширяем программную подготовку.

– А если ваши курсанты захотят учиться в профессиональном колледже?
– И этому мы будем рады. Во-первых, страна остро нуждается в высококвалифицированных рабочих, а во-вторых, после окончания колледжа и приобретения опыта на производстве они смогут поступить в наш или какой-либо другой технический вуз. И, наконец, сейчас квалифицированный рабочий ценится не меньше инженера. Поэтому мы активно сотрудничаем с учреждениями НПО и СПО Стерлитамака. Со многими из них заключены соглашения о сотрудничестве.

– Следовательно, в системе профессионального образования есть преемственность?
– Она была всегда. Не зря ведь профессионально-технические училища называли социальными лифтами. Многим и многим выпускникам они не только давали крышу над головой, питание и обмундирование, но и путёвку в жизнь. Вы знаете, что генеральный конструктор космических ракет Сергей Павлович Королёв закончил ПТУ?..

– Как вы считаете, студентам технических учебных заведений достаточно изучать только необходимые для будущей работы дисциплины?
– На этот вопрос отвечу историческими примерами. Александр Порфирьевич Бородин был одарённым композитором и талантливым химиком. Михаил Васильевич Ломоносов писал оды и прекрасно с этим справлялся. Это я к тому, что гармоническое развитие идёт на пользу любой личности.

Автор: (8 Апр 2015). Рубрика: Главное, Лента новостей, Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти