В русском драматическом театре идут репетиции спектакля “Василий Тёркин”

У театра – свой календарь. Его летоисчисление – сезоны. А главное событие – премьера. 69-й сезон русского драматического закроется премьерой спектакля «Василий Тёркин». Постановка главного режиссёра театра Людмилы Исмайловой, художник-постановщик Наталья Белова. Приказ о предстоящей премьере датирован 17 февраля, с этого дня весь ритм работы театрального производства подчинён решению озвученной творческой задачи. Все связаны общим делом, объединены одной художественной верой – «Василий Тёркин».

Солдатская правда

В советской литературе о Великой войне у Книги про бойца – место уникальное. Такие пронзительные, честные, гениально простые поэтические строки мог написать только солдат, сидевший в окопах и болотах, защищавший безымянную высоту. Это голос солдата войны Александра Твардовского. Правда из первых уст. Сценическая история у литературного произведения присутствует. Но режиссёр Исмайлова сделала свою инсценировку, обозначив жанр – драматическая поэма.

Мы можем предположить, что в «застольный период» Книга про бойца читалась без купюр. И не исключаем, что для активных инет-пользователей она явилась откровением. То, что читка для актёров была увлекательным занятием, подтвердят работники театра, слышавшие из репетиционного зала то взрывы хохота, то просто осязаемые минуты тревожной, завораживающей тишины. Но если даже гипотетически представить, что на премьере зазвучит весь «Василий Тёркин», – это встреча не на один вечер. Театр не так часто обращается к поэтическому тексту. Для артиста он сложен. Ведь нужно не только говорить стихами, надо внутренне жить этим поэтическим размером, мыслить им.

Говорят, Станиславский любил сидеть в пустом зале… О чём думал великий кормчий театра? Пространство сцены завораживает. Когда нет декораций, это просто площадка определённых размеров. Пустота. Но начинается спектакль, шаг – и ты в другом времени, в другой реальности. Как это сделано?

За закрытой дверью

Зрителю кажется, что театр возникает после третьего звонка. Между тем, строительство каждого спектакля начинается на репетиции, самое непонятное и самое интересное происходит именно здесь. Потому что понять, из какого материала выстроят будущий спектакль, невозможно. Здесь люди говорят на особом, только им понятном языке. Здесь всё и странно, и любопытно – всё другое. И происходит всё за закрытой дверью. Это территория интеллектуальной собственности режиссёра, и, как правило, двери своей мастерской он открывает неохотно.

Напросилась к Людмиле Олеговне на репетицию. Затерялась мышкой среди пустых рядов кресел и поначалу старательно пыталась из увиденного сложить мозаику сцен будущего спектакля. Бесперспективное занятие. Обозначались ещё только его контуры, вполне можно предположить, что на репетиции завтра будут другие акценты. Да и от сюрпризов никто не застрахован. Только в кошмарном сне режиссёра занятый в спектакле актёр может получить травму ноги. Случилось. Заслуженная артистка РБ Галина Шулепова пришла на репетицию прихрамывая, с клюкой. Так вот и рождаются в театре легенды для потомков о необъяснимой преданности сцене. Галина Романовна о покое и слышать не хочет…

Я и не ожидала встретить у кулисы удалого, с гармошкой наперевес Васю Тёркина с иллюстраций Верейского, этакое дежавю советского кино. Лобовое прочтение – «не по Исмайловой». И стриженый народ перебежками по сцене не двигался – уже правнуки мальчишек роковых-сороковых, в джинсиках, читали (пока с листа) бессмертные строки. И главного героя не наблюдалось. Просматривался коллективный автор с женским лицом — как хор в древнегреческой трагедии… Интригует, заставляет думать. Исмайлова явно блицкриг не обещает…

Да, если вы полагаете, что она сидит в позе мыслителя Родена и выдаёт умные указания актёрам, как жить и что делать на сцене, то вы ещё раз заблуждаетесь. Но режиссёр уверенно, по ведомым только ей дорожкам ведёт свою мысль, и она постепенно овладевает актёрскими «массами». Эта фраза «Пройдём ещё раз по смыслу…» звучит и звучит, а путь долог и труден. Ещё нет картинок, а как бы «пишется» партитура смыслов. Мало включить актёрам мозги, физические нагрузки – по полной программе.

Пока сцена пуста, по кругу… табуретки разных калибров. Оригинальное решение, скажу я вам. Даже представить трудно, как из них можно сделать русскую печь и танки на болоте. В «Тёркине» занят весь мужской состав труппы. Напрыгались парни по табуреткам от души. Никакой пощады. Боевая подготовка по полной. Курс молодого бойца.

А ещё надо не потерять ритм и понять рисунок мизансцен. Хореограф Татьяна Кафлевская «изображает» то движение вёсел, то траекторию падающего под пулей тела… Иногда слышишь «генеральскую» команду: «Зина (помощник режиссёра Зинаида Рогачёва), круг пошёл… Позови реквизитора, будем делать носилки…». И так до бесконечности: соедините куски, прошли ещё раз без паузы, повторяем эпизод «счастливые обладатели писем»… Вы не знаете, где в Москве купить хорошую кухню на заказ? А вот здесь вы смотрели? Тут отличная дизайнерская мебель. Я сбилась со счёта на пятом.

Не всё происходящее обозначишь словом «техника». Да, знание профессии обязательно, но без затрат душевной энергии результат актёрского труда холоден, нет сердечного трепета. Увидеть творчество вблизи – не значит всё понять и разложить по полочкам. Магия его необъяснима. Чтобы понять эту очевидную истину, стоило побывать на репетиции.

В спектакле будет много музыки. Народной. И песен советских композиторов. Звучит аккордеон — Эдуард Чистяков. Это вам не три притопа, два прихлопа… Как девчонки пели частушки! Взлетали до небес, как и просила режиссёр. Подумалось, режиссёр – как собиратель. Он только ему понятное собирает, связывает, соединяет. Создаёт новую реальность – спектакль. Он начнётся, когда заполнится зрительный зал, и будет протекать во времени. Его нет, пока он не начался, и его нет, как только он кончился.

До премьеры «Василия Тёркина» – считанные дни. Репетиции – утром и вечером. А ещё вокал, сценическое движение. Чем дальше – тем ближе премьера. Главное событие театральной жизни. До встречи, зритель.

Л.СТАНКОВА

Автор: (14 Апр 2015). Рубрика: Культура, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти