Босоножки и платье в горошек. В День Победы в Стерлитамаке пройдёт ретродефиле

Стерлитамак второй год проводит акцию «Бессмертный полк». Организаторы приглашают членов семей участников Великой Отечественной войны принять участие в торжественном шествии во время общегородского праздника в честь Дня Победы. Все желающие отдать дань уважения героическому подвигу своего деда или прадеда могут прийти на парад с фотографией своего родственника, солдата-героя. А чтобы полнее окунуться в атмосферу 40-х годов, администрация города запланировала выставку ретроавтомобилей, военной техники, театрализованные представления, танцы под духовой оркестр, а «на сладкое» – ретродефиле. Кстати, прийти на праздник в одежде 40-х годов может любой желающий. Только знать бы ещё, что она из себя представляет…

Какой была мода военных и послевоенных лет, нам рассказала Наталия Писяева, модельер-конструктор одного из ателье.

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ

Следует понимать, что мода первой и второй половины 1940-х годов – «две большие разницы». С началом Второй мировой войны страны одна за другой переводили экономику в статус военного положения, сокращая объёмы выпуска тканей, косметики, обуви. Закрывались ателье, о красивой одежде, рюшах и утончённых формах стало неприлично говорить. На смену пышным юбкам, бантам и воланам пришёл минималистский стиль милитари. Теперь в моде были простые прямые юбки до колен, белые воротнички и манжеты, ткани с мелким рисунком.

Конец войны и вторая половина 40-х ознаменовались возвращением к женственности. В нужном месте и в нужное время оказался Кристиан Диор. В 1947 году он предложил новый женственный стиль одежды, который, несмотря на многочисленную критику экспертов, полюбился абсолютному большинству женщин Европы и Америки, уставших от войны и бедности. Диор продемонстрировал новый силуэт – покатые плечи, облегающий лиф, пышные юбки, на которые уходило до 10 метров ткани. И пока вся Европа обсуждала прелести и недостатки такого образа, в Советском Союзе ещё добрый десяток лет продолжали царствовать старые образы военного периода. Диоровский «нью лук» утвердился в СССР только в 1956 году с выходом на экраны фильма «Карнавальная ночь», где героиня Людмилы Гурченко одета в модель Диора, предложенную им 9 лет назад.

ПРОЧНО И НЕМАРКО

Великая Отечественная война повлияла на все без исключения стороны жизни советских граждан. В том числе и на моду. Мужчины ушли на фронт – женщины остались одни. Им больше не для кого, да и не во что было одеваться, стало совершенно не до того, поскольку на плечи женщин легли суровые тяготы военного времени. Повседневная жизнь стала скудной, тяжёлой и часто опасной. Это естественным образом привело к тому, что люди стали одеваться так, чтобы быть незаметными. Определяющими качествами одежды стали её функциональность, тепло, удобство, прочность и немаркость.

Яркой приметой того времени становятся подкладные плечи в женской одежде. Подплечики были обязательным элементом и летних блузок, и зимних платьев, и пальто. Модным рисунком этой эпохи были мелкие цветочные букетики на штапеле, ситце, крепдешине. Но самым популярным рисунком был, конечно, горошек.

Чулки становятся дефицитом ещё большим, чем в предыдущие годы. Доходит до того, что женщины рисуют химическим карандашом чулочный шов на голой ноге.

Альтернативой отсутствовавшим чулкам стали белые носочки. Платье с подкладными плечами, белые носочки и босоножки – типичный женский образ тех лет.

КОК С ПУЧКОМ

По понятным причинам стрижки 1930-х годов и укладки волнами вышли из моды автоматически – парикмахерские закрылись, мастеров не было. Соответственно волосы становятся длинными. Ведь чем короче волосы, тем чаще требуется ходить в парикмахерскую, чтобы поддерживать причёску, а длинные волосы можно просто убрать, не прибегая к услугам мастеров. Проблемы с уходом за волосами породили самую популярную причёску военных лет: кок надо лбом и пучок сзади, часто покрытый сеткой.

Макияж этого времени – это прежде всего яркие губы, поскольку в эпоху дефицита мужчин манкость приветствуется, губы рисуются выше и ниже их естественных границ, что делает рот больше. Выщипанные брови дополняют образ.

Шляпы продолжали оставаться модными всю войну. Как только была снята осада Москвы и блокада Ленинграда, мастерицы шляпницы поспешили вернуться из эвакуации с Урала, Волги, из Средней Азии. Сороковые – это эпоха шляпниц-надомниц. В коммунальных квартирах «шляпные ателье» устраивались прямо в единственной жилой комнате мастерицы, которая служила и спальней, и мастерской, и салоном. После войны самым распространённым головным убором у мужчин стали кепки. Кепки носили все: рабочие, служащие, уголовники, мелкая шпана. Самой модной моделью считалась кепка из серой ткани с маленьким козырьком и пуговкой на макушке, сшитая из клиньев. Также в СССР в послевоенном мужском гардеробе почётное место заняли фетровые шляпы.

НЕЖНЫЙ ШИФОН

В 1947 году чиновники лёгкой промышленности во главе с А.Косыгиным, занимавшим в то время пост Председателя бюро по торговле и лёгкой промышленности при Совете министров СССР, решили бороться с засильем на полках немодных, низкокачественных вещей. Столичному Дому моделей было поручено контролировать деятельность периферийных швейных предприятий, а также системы ателье индивидуального пошива одежды.

В первые послевоенные годы ателье чаще всего шили одежду заказчикам по трофейным иностранным журналам мод. Руководство страны, понятное дело, было недовольно таким положением вещей и требовало, чтобы ателье работали только по отечественным разработкам.

С середины 1940-х годов в силуэтах одежды преобладала романтическая женственность. В моде нарядные блузки и юбки, платья из ярких набивных тканей, шифона, крепдешина, крепжоржета, тафты, гофрированного и гладкого шёлка, маркизета, батиста. Повседневные платья стали короче, но для выхода по-прежнему рекомендовалось носить длинные модели. Улицы послевоенной Москвы демонстрировали, что люди спешили погрузиться в мирную жизнь, женщинам хотелось быть красивыми и модными, для них мода стала своеобразным лекарством от ран, нанесённых войной.

Чрезвычайно популярными стали платья. Нежные, женственные, с цветочным рисунком, маленькими воротничками, бантиками, манжетиками, разнообразными отстрочками,кокетками и оборками, с рельефными выточками. Часто такие платья носили с жакетом или вязаной кофтой на пуговицах. Костюм также являлся модной и престижной вещью, но его могли позволить себе немногие.

В обычных магазинах костюмы практически не продавались, на толкучках были слишком дороги. Сшить хороший костюм также было накладно. Поэтому платье выигрывало во всех отношениях, а жакет, зачастую не отличающийся изяществом, напоминающий массивный мужской пиджак, или же вязаная кофточка, надетые поверх платья, создавали некоторое подобие ансамбля.

ПИДЖАК С ЧУЖОГО ПЛЕЧА

Мужская мода менялась не так быстро, как женская. В начале 40-х распространилась мода на рубашки с мягкими воротниками, которые носили без галстука. Костюмы состояли из приталенных однобортных пиджаков и брюк широкого покроя, чаще всего с отворотами внизу. Распространённой моделью среди молодых людей была курточка на молнии, названная «москвичкой» или «хулиганкой». Курточка была длиной до талии, на широком поясе, с двумя или четырьмя большими карманами и подобием широкой кокетки спереди, скроенной из другого материала. «Хулиганку» можно было соорудить дома из нескольких старых вещей, она служила альтернативой пиджаку.

У мужских пиджаков и верхней одежды были массивные подкладные плечи. Однако добротную одежду из хороших тканей могли позволить себе лишь обеспеченные люди. Основная часть мужского населения ходила в чём придётся. Война же и вовсе отодвинула мужскую моду на второй план.

Во второй половине 1940-х годов в мужской моде преобладают массивные двубортные пиджаки и широкие брюки, огромные пальто, словно с чужого плеча. Распространённый в народе мужской ансамбль тех лет: брюки, заправленные в сапоги, пиджак и кепка. Кроме того, популярны были вязаные жилеты и свитеры, надетые на рубашку под пиджак. Галстуки этого периода – широкие и короткие, чаще всего из шёлка, популярные рисунки – в горошек и полоску. Большим шиком считались трофейные или оставшиеся с довоенных времён кожаные куртки и пальто. Ну, а все те, кто не мог позволить себе обновку, ещё долго донашивали военную форму.

МИКС ИЗ ВСЕГО

Конечно, надо помнить, что мода в разрушенной стране была лишь для тех, кто мог себе хоть что-то позволить. Подавляющее большинство населения страны после войны ходило в чём придётся. Советская же мода 1940-х годов представляла собой микс. Сегодня это назвали бы эклектикой. Носили трогательные цветастые платьица, часто сшитые дома на машинке.

Были неожиданные трофейные туалеты, старомодные вещи, сохранившиеся ещё с 30-х, а то и с 20-х годов. Никто не удивлялся и нелепым, перешитым из старой одежды юбкам и блузкам, затёртым пальтишкам и вычурным меховым горжеткам. В стране одевались очень неоднородно, возможности одних сильно отличались от возможностей других.

 

Автор: (2 мая 2015). Рубрика: Главное, Лента новостей, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти