Влюблённый в музыку. Его первыми педагогами были Прима и Муза

«Ты принят. Но скажи маме, чтобы она тебя больше в майке в школу не отправляла», – сказал ему директор музыкальной школы после прослушивания. Так Коля Адеянов в далёком 1955-м стал учащимся музыкальной школы. Первую его учительницу по баяну звали Примой Алексеевной. А педагогом по истории музыки в институте искусств в Уфе была Муза Алексеевна.

– У меня были хорошие учителя, – вспоминает Николай Павлович. – И дело не только в их «элитных» именах. Это были истинные педагоги, мастера своего дела.

Но его профессиональную судьбу определил во 2-м классе «музыкалки» новый учитель, знаменитый Е.А.Гузев. С Евгением Анатольевичем юный музыкант занимался с таким увлечением, что порой даже забывал о каникулах. Благодаря школе Гузева дальнейшая учёба в училище искусств давалась ему уже легко. Но до этого он прошёл ещё и хорошую практику на подмостках Стерлитамакского русского театра. В те времена звукозаписывающей аппаратуры не было. Музыкальное оформление шло, что называется, вживую. 14-летний паренёк исполнял увертюры, вокальные номера и иллюстрационные вставки. В 1965-м он уже сам преподавал в культпросветучилище. В те времена клубные работники, аккомпаниаторы и просто музыканты были в огромном дефиците.

– Всю жизнь мне была по душе концертная деятельность, – рассказывает музыкант. – Особенно ансамблевое исполнение. Мне доводилось работать с такими музыкантами, мастерами своего дела, как А.Пятаев, О.Александрова, А.Садовский, преподавателями бальных и народных танцев Д.В.Тугановой, В.А.Цепляковым, руководителем хорового коллектива «Огни Урала» 3-го отряда пожарных Башкирии Л.А.Яковлевой. А когда её коллективу понадобилась песня об их нелёгкой профессии, я написал «Марш пожарных», который стал визитной карточкой стерлитамакских огнеборцев.

В те годы многие коллективы испытывали настоящий репертуарный голод. И песни Николая Адеянова пришлись как нельзя кстати. На долгие годы прописались в различных коллективах его «Речка детства», «Военное танго», «Не торопи любовь», «Призвание», «Непоседы-нотки», «Супербабушка»… Мало кто знает, что Николай Павлович был автором не только музыки, но и текстов своих песен. То есть заслужил признание и как поэт-песенник.

– Песню «Гармонь над Волгой» я посвятил своим родителям, – продолжает Николай Павлович. – Они не были людьми искусства. Правда, отец, Павел Васильевич, был непревзойдённым гармонистом по призванию. А по профессии – кузнец. Впрочем, и кузнецом он был по призванию. Единственный сразу на три предприятия: «Заготзерно», мелькомбинат и элеватор. В годы войны мама Ольга Ивановна шила полушубки для солдат, а отцу как незаменимому мастеру дали бронь. Тяготы жизни не очерствили их. Они были людьми удивительной доброты. И привили это качество своим детям. Например, если в доме были пироги, надо было сначала отнести бабушке, что жила с нами по соседству, только потом поесть самому.

…Больше всего среди песен Н.Адеянова меня удивило название «Жуй, корова». Как оказалось, он написал эту песню для одного детского коллектива.

– Никакого «божественного вдохновения», – смеётся он. – Просто жвачка стала настоящей проблемой в школах и других детских учебных заведениях. Вот я и написал её для детей в воспитательных целях. Причём написал в стиле кантри.

И где бы ни работал Николай Павлович, будь то ансамбль «Родные напевы», детский ансамбль народных инструментов села Шланлы Аургазинского района, оркестр баянистов детской музыкальной школы № 2 (ныне школа искусств)… – все инструментовки произведений расписывал сам с учётом возможностей коллектива. А в репертуаре – классика, даже в детском ансамбле. Тут и «Полёт шмеля» Н.Римского-Корсакова, и «Танец с саблями» А.Хачатуряна, и «Турецкий марш» В.Моцарта…
Разменяв восьмой десяток, музыкант, артист оркестра русских народных инструментов филармонии Стерлитамакского театрально-концертного объединения Н.П.Адеянов по-прежнему полон творческих замыслов. Кстати, в работе над юбилейным концертом сын Роман здорово помог в подготовке 24 партитур и фонограмм для оркестра. Он инженер, но в музыке разбирается не хуже иного профессионального музыканта.

– Николай Павлович, как считаете, вы везучий человек? – спросил я его.

– Это смотря что считать везением, – хитро усмехнулся он в ответ. – Мне, например, ни разу не везло в лотерею. Зато везло на хороших людей. Но самое моё крупное везение в жизни – моя жена Диана Максимовна. Родом она с Вологодчины. И в благодарность за то, что здешняя земля подарила мне такую женщину, я подарил этому краю свою песню «Белозерье». Как и другие мои песни, она прозвучит на юбилейном вечере…

Автор: (26 мая 2015). Рубрика: Культура, Лента новостей, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти