Всё про капремонт: от титульного списка до “Регионального оператора”

В «Стерлитамакском рабочем» были опубликованы требования новоявленного «Регионального оператора РБ» об оплате за капитальный ремонт с угрозой передачи дела в суд. В связи с этим требованием возникает вопрос: куда делись наши деньги? Ведь мы, жители Курчатовского микрорайона, плату за капитальный ремонт производили со дня заселения в дом, с 1970 года, ежемесячно. Почти 45 лет.

Деньги заплачены немалые. Но за счёт средств капремонта в нашем доме заменили только канализационные трубы. А за водопроводные трубы, вентили, счётчики полностью заплатили жители. Наличными. Замена электрических и газовых счётчиков – тоже за наличный расчёт. Вот так нас обдуривают, как хотят и сколько хотят…

Ф.Нугуманов

Письмо комментирует директор управляющей компании «ЖилСервис» Юрий Дрыгин, который возглавлял «Дирекцию единого заказчика» в Стерлитамаке с 2005 по 2007 год.

ПЛАТЯТ СОБСТВЕННИКИ

– В связи с многочисленными обращениями по вопросам взносов за капитальный ремонт я и мои специалисты ещё 8 лет назад провели анализ. Раньше, вплоть до 1998 года, люди платили всего 20 процентов от стоимости обслуживания многоквартирного дома, – объясняет Юрий Алексеевич. – Всё остальное оплачивало государство. Это была практика советского периода. Когда жилищная контора не только обслуживала общедомовое имущество, но производила и внутриквартирный ремонт (не включая косметический), вплоть до замены смесителей. И в то время, заметьте, за капремонт не платил никто. Только за содержание жилищного фонда. За капитальный ремонт люди начали платить только с 1998 года. Причём платить начали не все, а только собственники, а их на тот момент было порядка 10-15 процентов от общего числа живущих в многоквартирных домах. До этого времени даже не существовало графы «капитальный ремонт». Собственники появились с 1992 года, но более или менее весомой их доля стала только к 2000 годам. Приватизация начиналась очень скромно.

В 1998 году капремонт «стоил» всего 10 копеек с квадратного метра. В 1999 году – 20 копеек, в 2002 году – 40 копеек, в начале 2003 года – 80 копеек, во второй его половине – 1 рубль 60 копеек. А в 2004 году жители за капремонт вообще не платили, эти расходы полностью взял на себя бюджет города. Было принято такое популистское решение.

ДЕЗ И ТИТУЛЬНЫЙ СПИСОК

В 2001 году по всей России были организованы «Дирекции единого заказчика». ДЕЗы собирали деньги с населения как единый заказчик, а ТЖХ выступали в статусе подрядчика. То есть ТЖХ выполняли работу, а ДЕЗы контролировали и подписывали акты выполненных работ. Производственный отдел ДЕЗа осматривал дома, которые подходили по своим эксплуатационным характеристикам для капитального ремонта, исходя из года постройки. Составлялся титульный список капитального ремонта. Сумма, которой располагал ДЕЗ в 2006 году, была в районе 120 млн. рублей. Из них 70 млн. – деньги из городского бюджета и 50 млн. – деньги собственников. Это говорит о том, отмечает Ю.Дрыгин, что и тогда собственников было всего только 40 процентов. В основном за капитальный ремонт платил бюджет – за счёт муниципальных квартир. Титульный список утверждали депутаты на сессии горсовета, и затем по этому списку работал ДЕЗ, делался проект на каждый дом, все работы контролировал технадзор.

– При той системе, когда у нас был титульный список и «общий котёл», мы за эти суммы делали капремонт порядка 30 домов в год, и из них только на 5-7 домах – комплексный, с выселением. У нас в городе был маневренный фонд, куда выселяли жителей на время комплексного ремонта их домов, – рассказывает Юрий Дрыгин. – Как только дом попадал в титульный список, проектный институт проходил по дому, смотрел, какие из квартир нуждаются в ремонте. Ремонт сантехнического оборудования тогда делали и в самих квартирах, но только выборочно. Затем подрядчик «заходил» на дом и выполнял работы согласно утверждённому проекту. Отклонения от проекта не допускались. Работало РСУ (ремонтно-строительное управление) при ДЕЗе, в котором было порядка 450 человек. Также были подрядчики: ПМК-3 и несколько более мелких организаций. И эта «армия», более тысячи человек, была задействована в городе только на капремонтах.

Эту систему упразднил Жилищный кодекс РФ, вступивший в силу 1 марта 2005 года. Он ввёл кардинальные изменения. Жители должны были в течение года, до 1 марта 2006-го, выбрать свою управляющую компанию. 1 июня 2006 года была образована УК «Жилкомсервис». При этой УК был открыт специальный счёт, где собирались деньги за капремонт с многоквартирных домов.
– Сколько денег собирали по отдельным домам на капитальный ремонт? Я считал по некоторым домам. Получилось, что до 2006 года на некоторых многоквартирных домах было собрано по 30-50 тысяч рублей, так как собственников было только 20-30 процентов, – говорит Ю.Дрыгин. – В 2006 году мы в последний раз работали по утверждённому титульному списку домов, подлежащих капитальному ремонту. Жилищный кодекс тогда запретил использовать деньги в «общем котле» в городе. То есть средства, собранные на доме, должны были на данном доме и расходоваться.

ДЕНЬГИ В УК И ИЗ ЦЕНТРА

В 2006-2007 годах во всём Стерлитамаке была только одна управляющая компания, начали появляться ТСЖ. В 2007 году вступил в силу ФЗ № 185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», начали выделять деньги на проведение капитального ремонта по федеральной программе.

– В законе были прописаны критерии, по которым выделялись деньги муниципалитетам. В частности, был важный критерий: в городе должно было быть не менее 60 процентов частных управляющих компаний. Это было одним из первых условий. И каждый год процент этих управляющих компаний должен был расти. Таким образом, в 2011 году управляющие компании должны были составлять 90 процентов, а ТСЖ и дома на непосредственном управлении – 10 процентов. В законе была ещё одна строка: если в муниципальном образовании пойдёт обратный процесс, то муниципалитет должен будет вернуть все деньги, которые ему выделили раньше по этой программе. И вот на фоне этого закона у нас в городе начали появляться частные управляющие компании, – поясняет Юрий Алексеевич.

После этого жители начали платить за капитальный ремонт в свою управляющую организацию. С 2007 года сумма отчислений за капитальный ремонт устанавливалась на основании решения собрания собственников. Это сохранялось до 1 октября 2014 года, до появления НОФ «Региональный оператор РБ».

Деньгами за капитальный ремонт до появления регионального оператора распоряжалась та или иная управляющая компания. И зачастую компании на какой-либо вид ремонтных работ тратили заведомо больше, нежели было собрано на доме, уверяет Ю.Дрыгин. К примеру, могли положить во дворе новый асфальт, который стоил не меньше 700 тысяч. А дом, к примеру, на тот момент собрал на капитальный ремонт всего 100 тысяч. Дому нужно ещё лет 6 собирать деньги и ничего больше не делать из капитального ремонта, чтобы оправдать траты на асфальтирование. Эти работы производились за счёт других домов, которые годами не видели ремонта.

– Конечно, управляющие компании без документально зафиксированного решения собственников жилья не могут самостоятельно решить, какой из видов ремонта будет делаться. Беда в том, что жители подписывают бумаги, не вникая в их суть, не глядя, – разводит руками Ю.Дрыгин.

ОПЕРАТОР

– Я считаю, что «Региональный оператор» – это намного лучше, чем прежняя система, когда средства копились в управляющей организации. Представитель жильцов каждого конкретного дома имеет право принимать участие в конкурсе на выбор подрядной организации для проведения ремонта в их доме. Уведомление о проведении конкурса получает старший по дому. Только управляющая компания остаётся в стороне. Однако ничто не мешает жильцам проконсультироваться в своей УК по предстоящему капремонту, стоимости работ, выборе подрядной организации. Заказчиком работ выступает «Региональный оператор», он же и контролирует проведение работ, – говорит Юрий Дрыгин.

Региональная программа капитального ремонта – для жителей в помощь. Когда ещё собственники соберут деньги, чтобы ремонт сделать? Особенно, к примеру, если это маленький трёхэтажный дом, а ведь зачастую именно они и нуждаются в ремонте в первую очередь. Сегодня, если течёт кровля, на ремонт необходимо около 1,5 млн. рублей. 2-3-этажным домам на такой ремонт придётся собирать лет 15. Поэтому оператор для них очень выгоден.

«Региональный оператор» планирует в течение 10 лет пройти с каким-либо видом ремонта каждый дом. Изначально составили 30-летнюю программу ремонта, поэтому очередь какого-то дома могла подойти лет через 15, а большая часть домов находится в запущенном состоянии, и отдельные элементы уже требуют ремонта. Поэтому оператор принял решение первые 10 лет делать не комплексный ремонт, а один, максимум два вида работ. В первую очередь будут ремонтировать самые проблемные дома, делать самое необходимое в них. И вот сейчас «Региональный оператор» совместно с УК и муниципалитетом решает вопросы по проблемным местам: где-то кровля пришла в негодность, где-то трубы надо заменить. После их решения, когда всё это наладится, приступят к утверждённому 30-летнему графику. Сейчас реализуется краткосрочный план.

– Кстати, и в период ДЕЗа комплексные ремонты не делались сразу во всех 30 домах, включённых в титульный список на год. Комплексный ремонт делали в 5-7 домах, с выселением. А в остальных домах – отдельные виды ремонта, – уточняет Юрий Алексеевич и добавляет: – Жители нередко спрашивают: почему я должен платить, я пенсионер, могу и не дожить. А у него квартира – в собственности, и она в дальнейшем достанется кому-то из его родственников по наследству. И соответственно то, что он платил за капремонт, не исчезнет, а также будет числиться за этим домом. Эти платежи можно считать накопительной частью, которая переходит по наследству вместе с квартирой. Если пожилой человек не будет платить, его наследнику придётся сразу выплатить всю сумму, начисленную за предыдущее время. И при продаже то же самое: продают не только квартиру, но и всю накопленную часть средств за капитальный ремонт.

Автор: (22 мая 2015). Рубрика: Главное, ЖКХ, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




комментария 2   “Всё про капремонт: от титульного списка до “Регионального оператора””

  1. Владимир

    Интересно конечно, что г-н Дрыгин у нас в ответе за всю администрацию в прошлом. Но факт есть факт, в письме вопрос поднят правильно, только ответ в стиле администрации, много и не о чем.
    То что упомянули “Жилкомсервис” это хорошо, только вот ведь как получается, когда нынешнее собственники обнаружив никчемность и мягко говоря нечистоплотность предыдущего директора попросило его уйти, то вскрылись факты перечисления в последние дни денег по сусекам, но только не по статья кап.ремонта. Служебная машина, судя по объемам заправленного бензина работала по 80-90 часов в сутки, и все на благо горожан. Вот только обнаружив все эти факты, ни претензий, не обращение в правоохранительные органы не последовало, он в “обойме администрации и хозяев города”.Речь о вышесказанном относится к МУП УК “ЖилКомСервис”, а не к ООО “Жилкомсервис”.
    В Москве уже целыми районами народ собирает петиции в отмену этих изменений, касающихся сбора денег и распределение по кап.ремонту жилищного фонда, понимая что это очередной “лохотрон”, возведенный в ранг закона.

  2. Эльза

    Согласна с Владимиром. Наш дом хотим свой счет открыть платить за капремонт. А то платим какому-то ,,дяде” непонятно куда.

Leave a Reply to Эльза

*

Фотогалерея


Войти