В Салавате прошел республиканский фестиваль “Азаш-аулдар”

На крыльце Салаватского башкирского театра под переливы гармошки, звеня украшениями, лихо отплясывали бабули в национальных костюмах. Вдруг одна из них, как матрос-балтиец, засунула два пальца в рот и оглушила зевак залихватским свистом. «Голова-а… Я бы ей палец в рот не положи-ил!» – озабоченно прочищая уши, задумчиво резюмировал один из зрителей, по несчастью оказавшийся поблизости.

Тем временем в фойе театра разворачивались яркие выставки. Участники республиканского фестиваля деревень и сёл с одинаковым названием – «Азаш-аулдар» («Азаш» значит «тёзка») тщательно выкладывали горы аппетитной выпечки, гусиных тушек, батарей из бутылок кумыса. Всё это мирно соседствовало с прялками и чугунными утюгами.

Как рассказал нам один из организаторов фестиваля, руководитель Башкирского народного центра «Урал» полковник в отставке Р.Ш.Исянов, ничего подобного ранее не проводилось не только в республике, но и, пожалуй, где-либо вообще. Этот «первый блин» был посвящён деревням под названием Ибраево.

В справочнике административно-территориального деления республики я насчитал с дюжину Ибраевых, Ибрайкиных, Ибракаевых… Пригласили всех, но приехала половина: шесть деревень из шести районов, от Зианчуринского до Кигинского. Кстати, большинство из них до революции были нашими земляками. В том смысле, что входили в Стерлитамакский уезд. Остальным, видимо, пока не до праздников: мероприятие, как нам объяснили, финансировалось из внебюджетных средств и средств самих участников. А это в условиях кризиса, сами понимаете, дело непростое.

– Спасибо всем, кто откликнулся на приглашение, – сказал Риф Шарифрахманович, подытоживая нашу совместную экскурсию по выставке. – Тем, кто, несмотря ни на какие кризисы, ни на какие финансовые трудности, приехал на встречу с тёзками по селу. Мы не занимаемся политикой. Все собрались, чтобы вспомнить о своих корнях. Главная цель мероприятия – возрождение и сохранение фольклора и языка, духовных истоков нашего народа.

Наш разговор прервал чей-то грозный окрик: «Стоять!!! Куда пошёл?!!». Испуганно оглянувшись, я увидел картину, достойную пера М.Задорнова: молодой человек в яркой шёлковой косоворотке прямо в фойе выгуливал привязанного за ногу… петуха.

– На что он тебе? – невольно воскликнул я. – На лапшу?
– Какую лапшу! – обиделся паренёк. – Это учёный петух. Артист. Он с нами сегодня будет выступать в этнографической композиции… Я кому сказал стоять!
«Артист», явно недовольный таким обращением, буркнул что-то в ответ.

Фольклорные представления входили в обязательную программу выступления коллектива каждого села. Посланцы разных сёл с одинаковым названием рассказывали о своей истории, об именитых людях, представили красочно оформленные шежере (родословные). Пели и плясали, показывали яркие инсценировки как перед театром, так и на сцене. Не обошлось, конечно, без издержек. Кому-то не хватило профессионализма, у кого-то подкачала режиссура… Да и зрителей могло бы быть больше (это я к тому что подобные мероприятия лучше проводить всё же до окончания учебного года в школах). Но в целом всё получилось.

К тому же, в выступлениях иных коллективов были по-настоящему профессиональные номера. Как, например, в программе посланцев из самого маленького Ибраево, что в Ишимбайском районе (73 двора, 137 жителей). Песни в исполнении заслуженного артиста республики Фаима Ахмедьянова из Стерлитамакского башкирского театра и известного певца, народного артиста РБ, лауреата различных республиканских конкурсов Ризы Магадеева (Салаватский башкирский театр) стали украшением всего фестиваля. Кстати, наш коллега, в прошлом корреспондент Стерлитамакского телевидения, затем – БСТ, а ныне представитель пресс-службы одного из предприятий г.Санкт-Петербурга Ильшат Алеворян, как оказалось, тоже родом из этой деревни.

А главное достоинство другого Ибраево, что в Зианчуринском районе, – то, что сегодня здесь подрастают 75 детей дошкольного возраста. Молодёжь остаётся на селе, строятся 19 новых домов. А значит, у села есть будущее. Помимо славных земляков – писателей и поэтов, учёных и врачей, здесь чтят известного советского поэта Сергея Чекмарёва, уроженца Москвы, который в последние годы своей жизни жил и работал зоотехником в этой деревне. Здесь же были написаны его лучшие произведения.
Посланцы шести деревень из шести районов республики собрались 10 июня на сцене Салаватского башкирского театра, чтобы сказать друг другу: рады видеть вас, тёзки! И рассказать, чем славится их село. Поэт-просветитель, этнограф Мухаметсалим Уметбаев, декан педиатрического факультета БГМУ, доктор наук Хасан Мурзабаев, академик, доктор технических наук, профессор Рагип Гимаев, кандидат филологических наук Рамзия Мустафина, заслуженные артисты, деятели науки и культуры и просто достойные люди, которыми по праву гордятся сегодня их земляки, могут с гордостью сказать: «Я родом из Ибраево».

Невольно вспомнилось, что и у Стерлитамака есть тёзки. Причём целых пять. Помимо нашего – второго по величине города республики – есть ещё деревня

Стерлитамак в Абанском районе Красноярского края, две деревни в Азнакаевском райне Татарстана (правда, бывшие Верхний Стерлитамак и Нижний Стерлитамак ныне переименованы в Верхнее Старле и Нижнее Старле). А ещё в годы освоения целины был заложен небольшой посёлок Стерлитамак в Куйбышевском районе Кокчетавской области Казахстана (ныне – район имени Габита Мусрепова). Почему бы и нам не пригласить на 250-летие города своих «тёзок»…

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (23 Июн 2015). Рубрика: Главное, Культура, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти