История уходит под землю? О тайне подземных ходов в подвалах домов стерлитамакских купцов

В последнее время в редакцию часто обращаются горожане с просьбой разъяснить, что за ремонтные работы ведутся на площади перед кинотеатром «Салават». В действительности же обнесённая предупредительной лентой яма – не что иное, как провал, образовавшийся на месте бывших подвальных помещений.

Они имеют дореволюционную историю – являются частью подземных сооружений купеческих зданий, некогда расположенных на территории сквера у кинотеатра «Салават».

В начале XX века всю эту площадь занимал рынок. Вот как описывал это место петербургский чиновник С.Р.Минцлов, которому в 1910-1911 годах довелось служить земским начальником в Стерлитамакском уезде: «Городишко деревянный, но около центра, вокруг торговой площади, довольно много каменных домов; площадь вся застроена рядами деревянных лавчонок, в которых продаётся всё – начиная от конского мяса и кончая вёдрами и галантереей. Вокруг площади широкая канава, вся заросшая вонючею грязью, ни улицы, ни площади не метутся и чего-чего не валяется на них: о грязных бумагах и говорить нечего – их ветер взметает, как листья в осень; дохлые мыши, крысы – словом, всякая мерзость и дрянь, все вываливаются на улицы. Тротуары кое-где деревянные, но с такими дырами, что зевать не следует».

Купеческие дома на базарной площади снабжались разветвлённой сетью подвальных помещений, которые выходили к торговым лавкам. Что в советское время породило легенды о якобы многокилометровых подземных ходах. Мол, эти ходы связывали между собой нынешний русский драмтеатр с типографией, с музеем (в прошлом – банком), с войсковой частью топографов (в старину – гостиничными номерами купцов Патрикеевых), управлением соцзащиты (до революции – земской управой)…

В действительности же, если какие-то здания и имели между собой подземное сообщение, то только те, что принадлежали одному владельцу. Вряд ли нормальный человек мог допустить, чтобы в его кладовые можно было проникнуть из подвала чужого дома. Тем более в банк или в земскую управу (в уездную администрацию).

Почти все дошедшие до нас здания вблизи кинотеатра «Салават» – наследие купцов Баязитовых. Как раз они-то и могли соединяться между собой подземными ходами. Это и так называемый театр танца, и бывший фотосалон «Фантазия», и восстановленные заново торговые ряды за ним, и русский драматический театр…

На месте образовавшегося провала как раз стоял один из домов купцов Баязитовых.

Старожилы ещё помнят его как гастроном. Внешне он был точной копией здания 1906 года постройки, известного в советское время как Дом политпросвещения, затем как театр танца. После построй ки кинотеатра «Салават» в 1959 году гастроном ещё простоял пару-тройку лет, загораживая левую часть фасада красавца-кинотеатра. На фотографиях тех лет он хорошо различим на фоне «Салавата». Снесли его где-то в начале 1960-х.

Калимулла и Хисамутдин Баязитовы входили в число самых именитых купцов города. Они преуспели в торговле шелками, ситцем, кашемиром, лентами. Но вошли в историю города прежде всего благодаря меценатству. Немалую часть своих доходов Баязитовы тратили на благотворительность. В частности, на содержание мечетей и медресе при них. Особым уважением пользовался Калимулла Баязитов. В своё время он не сумел получить необходимого образования. И всю свою жизнь помогал малоимущим, выделяя средства на стипендии, всячески способствовал развитию в городе науки и просвещения.

В 1910 году братья Баязитовы вместе с другими купцами организовали просветительское товарищество «Калям» («Карандаш»). Совместно с имамами городских мечетей открыли в городе книжную лавку. Революция лишила их всего, вплоть до гражданских прав, подвергла репрессиям, гонениям и унижениям. Мне удалось застать внучку купца Галию Шакировну, которая рассказала, как они в 20-е годы жили в бане в полной нищете, пока их не увёз в Среднюю Азию их дядя – один из сыновей купца.

Вся бывшая базарная площадь под землёй испещрена подвалами и ходами сообщения. В дождливую погоду их даже можно «прощупать» невооружённым глазом по лужам. От «нашего» провала перпендикулярно улице Худайбердина в сторону типографии уходила продолговатая лужа. Кстати, неподалеку, похоже, «созревает» ещё один потенциальный провал.

По стечению обстоятельств охранник кинотеатра «Салават» С.Н.Устинов в 80-х годах прошлого века оказался свидетелем одной из таких подземных «находок».

– В 1982-м я работал мастером РСУ-1 треста «Салаватремстрой», – вспоминает Сергей Николаевич. – Мы тогда возводили пристрой к русскому театру. Экскаватор с ковшом на 0,75 кубометра рыл котлован в этом месте. И вдруг он наткнулся на какую-то кладку. Я вызвал бригадира. Там ведь мог оказаться какой-нибудь кабель. Короче, экскаватор долбил, долбил и продолбил… арочный свод. Рабочие хотели туда залезть, но я запретил. Вдруг, думаю, там какой-нибудь болотный газ (в этих местах лет 200-300 назад проходило старое русло Стерли). Метан, он ведь без запаха, его не учуешь.

Фонарика у нас с собой не было. Мы заглянули туда, насколько свет выхватывал проход: он был довольно широкий, высотой в человеческий рост и вёл через улицу Комсомольскую в сторону типографии.

– И чем кончилась эта история?
– Ничем. Я потом уехал. А проход «разбомбили», засыпали и продолжили строительные работы. Кстати, одна деталь. Когда мне дали проект реставрации театра, я долго не мог найти нулевой уровень (пол). Оказалось, что это – сцена. То есть изначально пол был на уровне тогдашней сцены. Видимо, потом, в ходе переделки под театр, передние ряды опустили, чтобы вывести подъём для задних рядов.

…Я долго с любопытством изучал детали образовавшегося провала. Арочная кирпичная кладка уходит в сторону ООО «Башкиргаз». Кстати, это здание – тоже дореволюционной постройки. В 1990-е надстроили третий этаж, сделали пристрой, кардинально изменив внешний вид дома.

Под углом в 90 градусов от арочной кладки «нашего» провала (в сторону бывшего фотосалона «Фантазия») виден другой проход, увенчанный сверху перемычкой из рельса. Рельсовые балки сплошь и рядом применялись здесь при строительстве. Они держат балкон на доме Патрикеева (в недалёком прошлом войсковая часть топографов). Рельсы можно увидеть в подвальных помещениях и этого здания, и городского краеведческого музея (в далёком прошлом – банка). На рельсах в музее даже различима дата изготовления: 1904 г.

Подобного рода провалы обнаруживались и в ходе ремонта здания управления социальной защиты (в прошлом – уездной управы). Работники музея в разговоре припомнили случай, когда к ним явился молодой человек и заявил, что у него якобы есть план этих ходов. Но дальше голословных заявлений не пошло. Потом бравый «искатель» пропал и больше в стенах музея так ни разу и не появился…

В общем, похоже, что ни одно из этих подвальных помещений в советское время не подвергалось серьёзным исследованиям. Их попросту засыпали. Остаётся только гадать, какие тайны там похоронены.

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (6 Июн 2015). Рубрика: Главное, История, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




комментария 2   “История уходит под землю? О тайне подземных ходов в подвалах домов стерлитамакских купцов”

  1. Вася

    Копайте глубже и найденый клад обеспечит город нормальными дорогами.

  2. Николай

    Анна Рудольфовна Минцлова (1865 — исчезла в августе 1910) — переводчица, оккультист, деятель теософского общества.
    Cестра русского писателя, историка и библиофила Сергея Рудольфовича Минцлова.
    Это некто-Тот самый персонаж,которого вы здесь цитируете.
    Её дед, Рудольф Иванович, работник Императорской публичной библиотеки, причастен к созданию средневековой книжной кельи, «Кабинета инкунабул», или «Комнаты Фауста».
    Андрей Белый сравнивал её с Еленой Петровной Блаватской,своей она была среди вольнодумцев-«вольтерьянцев» и фурьеристов, среди теософов и штейнерианцев.
    «…Как два колеса: не глаза; и — темнели: казалось, что дна у них нет…”.

    И вы хотите от этой публики какого то вразумительного повествования о городке на Стерле(Ашкадаре)?
    Поэтому считаю,что крысы,мыши и откуда то взявшаяся посреди города канава-это плод лихорадочного научно-фантастического(читай клеветнического) воображения автора.Ничего не имеющего общего с настоящей действительностью.
    В начале XX века,этот дешёвый приём всегда использовали для описания России.
    Вспомните хотя бы знаменитого маркиза Де Кюстина и его ложь в адрес русских “уродливых” женщин.
    Которые как мы убеждаемся каждый день,на самом то деле по внешним данным опровергают эти гнусные постулаты.
    Аналог лжи,заданный Кюстином и привёл Минцлова к убежищу в дальних краях.
    “Где нет тараканов,мышей и крыс”.Рассеяние-вот итог всех блошиных потугов мыслителей-экзорцистов.Не любивших ни Россию,ни правду.

Ответить

*

Фотогалерея


Войти