12 заповедей налоговиков

Каждый бухгалтер в своей деятельности наверняка хотя бы раз имел дело с выездной налоговой проверкой. При этом контрольные мероприятия должны отвечать законным интересам налоговиков и не нарушать права налогоплательщиков.
До недавнего времени налоговые органы при назначении выездных проверок руководствовались внутренними документами ФНС России. А налогоплательщики не имели представления, по каким принципам налоговики производят отбор. Однако в мае 2007 г. Федеральная налоговая служба России издала Приказ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (далее – Концепция), в котором пояснила широкому кругу налогоплательщиков, с учетом каких обстоятельств назначаются выездные налоговые проверки.
Так, налогоплательщик получил возможность максимально уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка в текущем году затронет законопослушного налогоплательщика, а налоговые органы – выявить наиболее вероятные «зоны риска», своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.
В процессе анализа имеющейся информации налоговики проверяют налогоплательщика на соответствие критериям оценки рисков. В Концепции изложено двенадцать критериев для самостоятельной оценки риска оказаться в плане выездных налоговых проверок. Перечислим их:
1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже её среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчётности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Отражение в налоговой отчётности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, дающих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о несоответствии показателей деятельности, а именно:
-не представили налоговому органу запрашиваемые им документы;
-не обеспечили сохранность данных налогового и бухгалтерского учета, иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
-не обеспечили восстановление утраченных документов.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском .
В Концепции не указано, соответствие скольким критериям гарантирует включение налогоплательщика в план проверок. Поэтому даже при соответствии хотя бы одному критерию налогоплательщик может попасть под выездную налоговую проверку.
Следует подчеркнуть, что критерии носят рекомендательный характер и не обязательны для использования налогоплательщиками. Но периодически оценивать риск включения в план выездных проверок имеет смысл. В таком случае внимание со стороны налоговиков не станет для вас неожиданностью.
Таким образом, в соответствии с Концепцией, планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности – налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые – к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Межрайонной ИФНС России №3
по Республике Башкортостан

Автор: (23 Июл 2015). Рубрика: Лента новостей, Экономика. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти