Инстинкт самосохранения, или Что можно сделать за 1/125 секунды

В начале этого года в Челябинской области двое молодых людей погибли, пытаясь сфотографироваться с противопехотной гранатой. В Подмосковье 12-летняя девочка решила сделать селфи в открытом окне, но сорвалась с подоконника и разбилась насмерть. В Санкт-Петербурге 17-летняя девушка, позируя сама себе на железнодорожном мосту, потеряла равновесие и схватилась за провода, которые находились под напряжением. Удар током оказался смертельным…
Озаботившись большим количеством селфи с летальным исходом, в МВД даже разработали памятку «Безопасное селфи»: с помощью пиктограмм любителей «себяшек» предупреждают, что нельзя фотографироваться на крыше и на стройке, на железнодорожных путях и на вагонах поездов, с дикими животными и с оружием…
А психологи уже говорят о «селфи»-зависимости и считают, что увлечение автопортретами – признак психологического неблагополучия: эгоцентризм и самолюбование простительны ребёнку, а для взрослого они означают регресс. Кстати, «подсевшие» на автопортреты часто называют себя фотолюбителями, а это искривление действительности, подмена понятий.


Недавно в нашем городе состоялся праздник «Фототерритория», организованный местным Союзом фотохудожников и посвящённый Дню фотографа. Побывав на нём, впору было убедиться: селфи к искусству фотографирования имеет примерно такое же отношение, как сотворённые в песочнице куличики к призванию скульптора. С одной оговоркой: делать куличики, по сравнению с селфи, гораздо полезнее.

 

РАМКА ИЗ ПУГОВИЦ, РЫБКА ИЗ КАМНЯ

На празднике, развернувшемся в торговом комплексе «Маяк», встречаю настоящих фотолюбителей. Рима, миловидная, стеснительная. Фотографирует в основном дочек, Азалию и Эльяну. У девочек не только красивые имена, но и причёски под стать принцессам: волосы заплетены с выдумкой, в несколько ярусов.
– Самыми удачными получаются снимки, сделанные без повода: на прогулке, во дворе, – рассказывает Рима. – Фотографии как память о детстве? Нет. Нас в детстве редко фотографировали, а мы же всё равно помним себя маленькими. Просто с фотографиями, наверное, интереснее: легче заново окунуться в пережитые ощущения.
У Лилии сумка с фотоаппаратом – в руке, а главная модель, пятимесячная Диана, – в «кенгурушке», ближе к сердцу:
– Конечно, я не только дочку фотографирую. Мы много путешествуем, и я стараюсь «поймать» самые красивые моменты в природе. Очень люблю пейзажи. Иногда участвую в фотоконкурсах среди туристов…
В тот день поводов расчехлить фотоаппарат было предостаточно. Забег на шпильках, например. Или работа ведущего: он был убедителен в своей приветливости, так что пришедшие на праздник видели – им здесь рады. Стоило запечатлеть и школу юных поварят, и мастер-классы. Вот какими, скажите, бывают фоторамки? Деревянными, стеклянными… А ещё уникальными, если вы смастерите их сами и украсите бумажными цветами, бусинами и пуговицами. Этим и занимались горожане, участвовавшие в конкурсе фоторамок. За соседним столом ребятишек учили оживлять воздушные шары: длинный шарик, послушно складываясь, превращался в собачку. Но самые необычные кадры получались там, где не жалели ярких красок: студия развития показывала, как обычные гладкие камешки с помощью кисточки и гуаши становятся рыбкой, гусеницей, мышонком…

КОГДА РИСК – НЕБЛАГОРОДНОЕ ДЕЛО

Истинные фотографы – люди скромные, они всегда остаются за кадром. И вот что они думают о селфи:

– Настоящий фотограф стремится показать через фотографии свой внутренний мир. Если снимки не оставляют людей равнодушными, значит, ему это удалось, – делится размышлениями Тамара Андреева, фотохудожник, призёр и лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. – Желание заработать денег или выпендриться здесь ни при чём. Если фотографирование связано с риском, я считаю, это можно оправдать только какой-то достойной целью. Скажем, военные фотокорреспонденты рискуют жизнью не ради славы или наград, а чтобы рассказать людям правду. В риске обязательно должен быть большой смысл. Я не герой: иногда по глупости забираешься куда-то в надежде на удачный снимок, просто не успеваешь оценить, насколько это опасно… А если я об опасности заведомо знаю – никогда не буду рисковать.

ГЛАВНОЕ – НЕ ТЕРЯТЬ СЕБЯ

А работают ли в фотоискусстве категории добра и зла? Помогает ли фотографирование стать более чутким и внимательным к миру? Об этом мне посчастливилось расспросить Николая Марочкина. Фотограф, член Союза художников России, преподаватель Уфимской академии фотоискусства, он в свой профессиональный праздник приехал в Стерлитамак с бесплатным мастер-классом.
На вашем сегодняшнем мастер-классе в фокусе обсуждения – вопрос «что такое фотография». Так что же это такое? И чем отличается хороший фотограф от всех остальных?


– Для меня фотография – это возможность выразить чувства. К тому же фотография способна передавать эти чувства другому человеку. Если, скажем, посетитель выставки подходит к изображению и испытывает те же чувства, какие испытал фотограф, – исполняется предназначение фотографии как вида искусства. Способность сделать такой снимок и отличает хорошего фотографа. Вообще, вопрос о хорошем и плохом фотографе – примерно такой же, как «чем отличается хороший человек от плохого?». Плохой фотограф – тот, кто снимает порнографию. Или один из папарацци, который гонялся за принцессой Дианой, а когда произошла автокатастрофа, сначала сделал снимки и только потом попытался оказать помощь пострадавшим. Хороший фотограф, как и хороший человек, старается не совершать плохих поступков. Не сообщать другому дурных чувств, например. Я рассматриваю искусство фотографии как один из видов духовной деятельности человека. Не владение фотографической техникой главное и не доступ к эксклюзивным кадрам. Главное – чтобы человек не терял себя. И границу между допустимым и запретным, иногда зыбкую, человек должен в самом себе найти. Когда Анри Картье-Брессон фотографировал военные события, он прислушивался к советам французских атташе, что можно снимать, а что нет – порой перед ним разворачивались безупречные сюжеты, но он не поднимал камеру…

СОВЕТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Можно ли воспитать зрителя, научить понимать фотографию?
– Безусловно. Например, человек, который лжёт, он ведь понимает, что он обманывает? Значит, он имеет какое-то отношение к правде. Так и неискушённый зритель: он получает импульс настоящего чувства, которое поместил фотограф в свою работу, и в нём пробуждается добро.
А если человек хочет заниматься фотографией, с чего ему начать?
– Творчество начинается не с техники, а с кадрирования. Фотоаппарат нужно превратить в калейдоскоп. Нужно искать. Дети, играя с калейдоскопом, вдруг перестают его крутить, потому что картинка сложилась. А спроси их, что они видят, – не смогут объяснить. Что-то красивое. Так и фотограф – наблюдает и находит нужный кадр. Начните с малого: фотографируйте, не выходя из комнаты, – кота, цветок, подоконник… Чешский фотограф Йозеф Судак видел сюжеты в том, что его сестра приносила на завтрак. Его натюрморты удивительны… Понимаете, должен произойти акт передачи чувства. «Назвался груздем – полезай в кузов» – это ведь не про грибы, верно? Так и в фотографии: содержимое снимка, например, – герань, а содержание – чувство домашнего уюта и тепла.
Мизантропу под силу стать талантливым фотографом?
– Да. Искусство поможет ему полюбить людей. Инстинкт самосохранения и чувство прекрасного, доброго взаимосвязаны, как коробка скоростей и колёса автомобиля. Представьте только: снимок можно сделать за 1/125 секунды. За это время фотограф определяет композицию, кадрирует, компонует, выбирает момент съёмки – и получает гениальную фотографию. Как это возможно, если отбросить версию об инстинкте? Никак! Фотоаппарат – лишь исторически возникшая машинка, которая попала в руки к человеку. Именно благодаря человеку остановленная картинка порой более реальна, чем ускользающая действительность. А всё потому, что искусство – не отражение действительности, а прибавление к ней, обогащение действительности смыслом. Поэтому я советую начинающим: приобщайтесь к любому виду искусства, который вам ближе. Все искусства находятся на одной плоскости: может быть, занимаясь литературой или музыкой, вы однажды откроете в себе и фотографический талант. Помните, у Вознесенского: «В жизни чувства сближены, словно ветви яблони: покачаешь нижние – отзовутся дальние»…

Автор: (24 Июл 2015). Рубрика: Главное, Лента новостей, Лучшие статьи, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти