26 июля – День работников торговли. Наше будущее – агломерация

Давно ушло то время, когда по Стерлитамаку было рассеяно несколько продуктовых магазинов и магазинчиков, пара-тройка универмагов. Вот бы взять тогдашнего неизбалованного и нетребовательного покупателя да и переместить в наши дни, отправив в один из современных торговых центров. У бедняги глаза бы разбежались от обилия товаров, и сердце замерло от цен. Сейчас городскую торговлю не узнать! Нет конца самым разным изменениям и преобразованиям. И всё-таки, что же является главной особенностью нынешней торговой сферы? Этот вопрос мы задали начальнику отдела потребительского рынка и услуг А.Т.Кинзябулатовой накануне Дня работников торговли.

 

– Главная особенность – это интенсивное создание торговых сетей. Для чего? Для реализации задач, которые не могут решить торговые фирмы по отдельности.
Например?
– Создание совместных систем скупки и сбыта товаров, тактическое финансирование и стратегическое инвестирование, страхование коммерческих рисков и т.п.
В Стерлитамаке число торговых сетей растёт не по дням, а по часам.
– Растёт. Например, в первом полугодии 2015 года пополнилась ещё одним объектом торговая сеть МЕТРО (общая площадь – 9,5 тыс.кв. метров), которая представлена 623 торговыми центрами в 30 странах мира. Или взять ТРК «АСТРУМ» – этот торгово-развлекательный комплекс ввёл в эксплуатацию 16 тыс.кв. метров. В итоге, благодаря появлению крупнейших торговых объектов, в Стерлитамаке перевыполнен норматив по обеспечению населения торговыми площадями. Он достиг 867 кв. метров на тысячу человек. Это выше положенного норматива (657 кв. метров на тысячу человек) на треть.
Ну, будет обеспечен рядовой покупатель положенной по нормативу торговой площадью, и что с того? Ему какая от этого выгода?
– Дело в том, что основной инструмент стимулирования торговли – нормативы обеспеченности населения площадью торговых объектов. Почему это выгодно рядовому потребителю? Растёт конкуренция, в город приходят новые компании, которые значительно обогащают ассортимент товаров, увеличивают число рабочих мест, внедряют высокую культуру обслуживания, обучая персонал современным торговым приёмам и т.д. К слову, обученный персонал становится дорог, и, как следствие, повышается зарплата, решается проблема с текучестью кадров. Увы, сегодня Россия существенно отстаёт от развитых стран по обеспеченности населения торговыми площадями. В Германии, например, на тысячу человек приходится около 1,5 тыс.кв. метров. Немногим больше – во Франции.
С приходом в наш город крупных торговых сетей стимулирует ли торговля развитие местной промышленности?
– Развитие местной промышленности стимулирует спрос потребителей. Мы привыкли к своему хлебу, который выпекается на Стерлитамакском хлебокомбинате. Особенно популярны хлеб «Семейный», кондитерские изделия и многое другое. Продукция молочного комбината, совхоза «Рощинский» и других местных производителей тоже пользуется доверием наших горожан. Опять же, жители Стерлитамака работают на этих предприятиях, то есть производят товары сами для себя. Скажу больше: в филиале ООО «Объединённые пивоварни «Heineken» вспомнили старые, привычные рецепты пива.

Развитый рынок диктует торговле классическое правило: продавай дёшево, чтобы продавать много, и продавай много, чтобы продавать дёшево. Действует ли это правило в современной торговой сфере?
– Безусловно. Хотя многое зависит от личности продавца и от того, какой товар он продаёт. Сейчас до продавцов дошло: от залежалого товара выгоднее скорее избавиться – он приносит существенные убытки, замедляя темпы товарооборота. Поэтому с каждым годом увеличивается число торговых заведений, где к концу сезона появляются ряды вешалок с одеждой и вывесками: «Всё по 500 рублей» или «Всё по 1000 рублей», или даже «Всё по 100 рублей». Это не говорит о том, что товар потерял свои свойства – ни в коем случае! Это свидетельство мобильности современной торговли и повышения экономической грамотности. Сейчас всем стало ясно, какую выгоду приносит ускоренный товарооборот.
Теперь больной вопрос. Чем объясняется регулярное повышение цен на товары?
– Рынок порождает колебания цен на отдельные товары в зависимости от изменения спроса и предложения. Это закон экономики.
Конечно, колебания общего уровня цен не противоречат законам рынка. Но чем объясняется стабильный рост цен, продолжающийся уже много лет? Понятно, что на старте рыночной реформы в России, сразу после того, как перестали регулировать цены, возник резкий, скачкообразный рост общего уровня стоимости товаров. Но вот рынок, вроде бы, установился, а цены растут и растут…
– Стабильные цены устанавливаются, когда стабильность царит во всех сферах: политической, экономической, социальной, нравственной. Тогда, как мы уже говорили, согласно законам рынка, в условиях конкуренции должно происходить лишь постоянное колебание цен – одни товары дешевеют, другие дорожают, но общий уровень остаётся неизменным. Нарушение этого правила объясняется, увы, нестабильностью общественной жизни и несовершенством рынка.
Несовершенство рынка – это «дефицит» конкуренции?
– Конечно. Когда отдельные производители имеют возможность диктовать цены, они, разумеется, диктуют их с выгодой для себя. Более того, когда спрос падает, они, контролируя предложение, скорее будут сокращать объём выпуска, чем снизят цены. В результате общий уровень цен тоже начинает изменяться и лишь в одном направлении он растёт.
Следовательно, рядовому потребителю выгодно развитие рынка и вглубь, и вширь. Способствуют ли этому появление крупных торговых сетей: МЕТРО, МАТРИЦА, МАГНИТ и т.п.?
– Иногда можно услышать возмущённые вопросы: «Что у нас всё строят и строят эти торговые сети, комплексы, центры?» Непонятно, чем люди недовольны. Стерлитамак привлекает инвесторов развитой пищевой, машиностроительной, нефтехимической промышленностью, удобной системой дорог, социальной стабильностью и т.п. Вот они и едут именно к нам, а не в другие города республики. Следовательно, можно прогнозировать динамичное развитие экономики города. Наше будущее – агломерация! Вся прелесть агломерации в том, что её нельзя придумать «сверху», агломерации складываются естественным путём вокруг крупных промышленных центров с предсказуемой сытой жизнью и нормальным дорожным сообщением. И наша южная агломерация, включающая в себя Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Мелеуз и сильные районы вокруг, сложилась сама по себе с появлением заводов, железной и автомобильной дорог. Вы наверняка замечали, что по утрам в Стерлитамак приезжает учиться молодёжь из других городов и районов, а среди посетителей Парка аттракционов им.Гагарина немало наших соседей из Салавата и Ишимбая. Даже свои корпоративные праздники салаватцы отмечают в наших ресторанах, по выходным в Стерлитамак на шоппинг съезжается вся южная округа. Так мы становимся городом, куда за впечатлениями выходного дня, за радостью семейного отдыха приезжают гости из соседних городов и районов. При этом, вы знаете, многие наши горожане работают в Салавате.

Каким образом, на Ваш взгляд, могут быть встроены в агломерацию сельчане?
– Мне кажется, это вопрос мотивации: если фермер ищет новый рынок сбыта, то он не станет ждать помощи от муниципалитетов, хотя в Стерлитамаке накоплен многолетний опыт сотрудничества с фермерскими хозяйствами. Ежегодно мы проводим ярмарки для сельхозпроизводителей: медовые, мясные, овощные… Можно круглогодично в цивилизованных условиях продавать на территории микрорынков. Был у нас опыт сотрудничества с подворьями Гафурийского района: фермеры привозили продукцию на заказ; в городе работают профильные магазины совхозов «Рощинский», «Тавакан»… Если же сельчане не хотят стоять за прилавком, есть возможность сдать свою продукцию на реализацию: в торговом центре «Аструм» организован агромаркет. Подобного опыта торговли местной продукцией на территории современного центра в республике прежде не было, здесь Стерлитамак выступил в качестве пилотной площадки. Словом, кто захотел, тот себя в городе нашёл. А горожане с удовольствием покупают свежую зелень, молоко, мясо у местных фермеров. И это, я считаю, правильно.
Какими недостатками грешит городская сфера торговли?
– Сейчас по всем признакам торговля – на подъёме, но есть и определённые проблемы. Например, кадровый голод – не хватает хорошо подготовленных продавцов-консультантов, менеджеров, администраторов. Недостаточно развита оптовая торговля и т.п. Но когда слабые места уже известны, остаётся только найти средства, чтобы их ликвидировать.
В День работников торговли, которые подняли торговую сферу на высокий уровень, я желаю своим коллегам здоровья, удачи и успехов в работе.

 

ИНФОРМАЦИЯ В ТЕМУ

Июльские цены

Ситуация на потребительском рынке Башкортостана постепенно стабилизируется. Об этом сообщают специалисты Госкомитета РБ по торговле и защите прав потребителей. По данным еженедельного мониторинга цен на основные продукты питания, составлен список подорожавших и подешевевших продуктов. С 1 июля рост цен более 1 процента наблюдался на морковь, свинину, говядину, мандарины, апельсины и картофель. В частности стоимость моркови столовой увеличилась на 3,63 процента. Цена картофеля выросла на 1,41 процента, с 30,94 до 31,37 руб. за килограмм.
Однако по остальным овощам цены снизились. Например, огурцы свежие подешевели на 18,18 процентов, томаты – на 14,87 процентов. Отмечается снижение цен на перец сладкий (- 14,87 проц.), капусту (- 6,53 проц.), а также лук репчатый (-1,82 проц.).
Однако уменьшение цен по овощам в Госкомитете связывают с сезонным увеличением предложения и поставками нового урожая от республиканских производителей, а также из других регионов и зарубежья.
С начала месяца выросли цены на цитрусовые. Например, мандарины подорожали на 1,54 процента, с 115,52 до 117,29 руб. за килограмм. Цена на апельсины выросла на 1,41 процента, до 71,82 руб. Зато снизились цены на виноград, яблоки, бананы. Ценообразование по этой группе товаров ведомство связывает с нестабильным курсом национальной валюты, также со смещением потребительского спроса в сторону сезонных фруктов и овощей, которые выращивают в нашем регионе.

Наблюдается рост цен на свинину – 1,94 процента, на говядину – 1,89. Зато на баранину и конину отмечается снижение цен.
С увеличением внутреннего производства в личных подсобных хозяйствах дешевеют яйца (-2,77 процента).
Несколько подешевели наблюдаемые статистиками виды круп. Гречневая крупа подешевела на 1,12 процента, рисовая – на 0,59. Снизилась цена и на макаронные изделия, подсолнечное масло, чёрный чай.
Давно известно, что социальная группа товаров никогда не зависела от импорта. Наша республика обеспечивает себя продуктами первой необходимости в полном объёме. Что касается ассортимента, связанного, например, с дорогими сырами, экзотическими фруктами и т.п., то они не относятся к продуктам массового спроса.
Что касается непродовольственного сектора, то там цены в июле поднялись на 0,7 процента. Наибольший рост цен дали одежда, обувь, трикотажные изделия – 5,6 процента. Текстильная продукция для дома подорожала на 5,1 процента. Цены на парфюмерию, косметические товары выросли на 5,1-8,3 процента, моющие и чистящие средства – на 1,1-5,2 процента. Подорожали стиральные машины и газовые плиты (на 2,2-3,2 процента). Зато на 1,0-4,5 процента подешевели электрочайники, миксеры, блендеры, утюги, микроволновые печи и холодильники.

Пресс-служба Госкомитета
по торговле РБ

Автор: (25 Июл 2015). Рубрика: Главное, Лента новостей, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти