О том, как вредна красивость и полезен перфекционизм

С появлением Елены мой кабинет заполняется приветливостью и женским уютом, а письменный стол – таинственными баночками, коробочками и порошками. Нас можно было бы заподозрить в том, что мы занимаемся реализацией косметики (боже, спаси и сохрани). Но девушка приносит с собой цветы. Вот нарциссы – этакая дизайнерская рассада, с мхом, в стеклянной чаше. Вот тяжёлая роза доверчиво клонит свой распускающийся бутон на мои бумаги. Душистый горошек льнёт к ладоням, а орхидею класть на стол – неслыханное дело, об этом она безмолвно кричит всеми розовыми крапинками и просится в вазу…

“ИДИ, РАЗБИРАЙ РОЗУ!”

Я знала, что Елена Юхина сама делает цветы, но назвать её растения искусственными – значит не верить собственным рукам. Стебли с неровностями, завёрнутые лепестки и шершавые листья с лёгкостью опрокидывают представления о живом и мёртвом. Цветы, созданные природой, прохладные: на клумбе – от ветерка и росы, срезанные – от начавшегося увядания. Еленины цветы тёплые. Ощущения от прикосновений к ним – как радость от рукопожатия.

– Это полимерная глина, – поясняет мастерица. – Для меня всё началось с того, что я стала замечать фотографии рукодельных цветов в Интернете. Заинтересовалась, узнала, из чего они сделаны, отправилась в магазин за материалом. Взяла зефирную глину – не то. Пробовала варить глину сама, соединила крахмал, клей ПВА с пластификатором, лимонный сок, глицерин – получилось, но сравнивала с работами других мастеров и понимала: хочу что-то более реалистичное. Покупной холодный фарфор подошёл бы, но он быстро сохнет, а я работала медленно, не успевала за ним. А потом случайно увидела в Интернете информацию о мастер-классе по керамической флористике. Поехала в Уфу, жила там пять дней. Мастер из Москвы объяснял нам все тонкости, раскрывал профессиональные секреты. Удивительно, насколько этот человек выкладывался, не боялся отдавать свои знания! Он учил нас наблюдательности. Приклеишь лепесток, он отрывает: «Так лепесток не растёт! Иди, разбирай розу». У нас руки горели, мы смертельно уставали, зато после этих занятий произошёл скачок: цветы стали реалистичнее.

СТЕКИ, МОЛДЫ И ДРУГИЕ

У меня в руках – кусочек глины, и глина меня слушается. Пытаюсь вылепить листочек малины и недоумеваю: как много у человека пальцев и какие все бесполезные! У Юхиной руки другие, они воспитаны сначала художественной школой, потом худграфом нынешнего многопрофильного колледжа, затем факультетом худграфа БГПУ им.М. Акмуллы. Больше десяти лет Елена работает дизайнером в городской типографии, занимается вёрсткой на компьютере, а руки помнят краски, кисти, смелость творчества и всего этого требуют:

– Я всегда знала: делать что-то руками – это моё. Есть желание заняться войлоками, изготавливать кукол… Женщине, по-моему, просто необходимо заниматься рукоделием, это дарит ей энергию, придаёт сил. Когда делаю цветы, в глину добавляю масляную краску, – о своём увлечении девушка может говорить часами, и чем больше слушаешь, тем интереснее. – Сделала я, допустим, сердцевину ромашки, но она же не везде жёлтая – беру кисточку, подкрашиваю. Я с этими цветами для себя открыла слово “перфекционизм”: оказывается, я та ещё перфекционистка, мне всегда надо лучше, лучше… Сколько времени уходит на один цветок? За день можно сделать – смотря насколько критично к себе относишься…

В помощь перфекционистам – великое множество материалов и инструментов (Елена предпочитает покупать их в Москве, там дешевле). Лепестки появляются на свет благодаря стекам (это железные палочки, похожие на спицы, только с разными наконечниками). Если лепестков нужно много, выручает паста-машина (аппарат сродни лапшерезке). Сердцевину цветка оживляет флок, похожий на сухой цветной мох. Листочки можно вырезать каттерами – металлическими формочками, а чтобы на листочках появились прожилки, их помещают в молды – это напоминает приготовление печенья в старой советской вафельнице, только всё происходит мгновенно и при комнатной температуре, а сами молды выполнены из силикона или строительного герметика.

ПРАВДА ЖИЗНИ

Когда дизайнер холодным апрельским днём принесла чашу с нарциссами в типографию, коллеги допытывались, где ей удалось найти живые цветы. Пришлось убеждать, что они неживые. И несколько заготовок аптечных ромашек, которые Лена бросила в вазочку, заглянувшая как-то в гости соседка приняла за сорванный букетик…

– Лена, зачем пытаться воспроизвести то, что уже создано? Попытка соперничать с природой?
– Я с ней не соперничаю, я её изучаю. Восхищаюсь мастерами, которым удаётся повторить природу, и понимаю, как много знаний для этого нужно. Мы ведь в нашем сумасшедшем ритме жизни совсем не обращаем внимания на природу! Теперь я не только любуюсь цветами – я внимательно их разглядываю, изучаю их строение, у меня дома много ботанических иллюстраций. В поле, в лесу с наслаждением наблюдаю за линиями, за трепетанием лепестков. И вот что мне открылось: в том, что мастер сделал слишком правильно и красиво, нет жизни, нет правды. Очарование живого цветка – в его неправильности, несовершенстве: скрученный лепесток, листочек дырявый – мы на это душой отзываемся. А ещё я рада, что можно создавать такие вещи, которые природе не под силу: например, на заколке цветок шиповника соседствует с ягодкой – в природе такого не бывает, разные сезоны не встречаются!..

Моё увлечение нравится не только мне, но и моим родителям, и мужу. А сын сорвёт на прогулке цветок и держит его в садике до вечера. Он мне всегда дарит цветы. Бежит ко мне: “Мама, смотри, какой интересный цветок! Сможешь такой слепить? Давай попробуем!”…

Автор: (11 Июл 2015). Рубрика: Главное, Лента новостей, Увлечения. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




комментария 2   “О том, как вредна красивость и полезен перфекционизм”

  1. Гузель

    Лена – очень талантливая и отзывчивая девушка!

  2. Таня

    Замечательная статья. Ленок ты чудо!!!

Ответить

*

Фотогалерея


Войти