Среднее профессиональное образование вновь стало популярным

Давно закончились уроки, отшумели перемены. Выпускники сдали все ОГЭ и ЕГЭ. Наступило время сделать выбор. Куда пойти учиться дальше? У ребят, закончивших 9 классов, он невелик: или оставаться в школе, или поступить в одно из учебных заведений СПО (среднего профессионального образования).
Сейчас СПО вновь стало популярным. Иным было положение в конце 90-х годов. Статистика свидетельствует, что самым критическим для системы СПО был 1996 год, когда количество средних специальных учебных заведений сократилось до 2608, а число выпускников – до 494 тыс. человек. Зато уже в 2005 году наблюдалось не только восстановление утраченных позиций, но и значительное увеличение как учебных заведений СПО, так и обучающейся там молодёжи. С чем это связано? – спросили мы руководителя колледжа СФ БашГУ кандидата исторических наук Светлану Мияссаровну Гарееву.

– Совсем недавно существовало мнение, – говорит она, – что среднее профессиональное образование – удел неудачников, что только вуз даёт возможность устроиться на хорошую работу, сделать карьеру. Сейчас многие выпускники школ и их родители расстались с этим предубеждением, обусловленным недостатком информации. Ведь молодой человек, закончивший учебное заведение СПО, не только знаком с теоретическими основами профессии, но и готов сразу после окончания обучения приступить к интересной для него работе. По данным статистики, почти 80 процентов выпускников СПО считают, что полученные ими практические навыки и умения соответствуют требованиям работодателей.
А как считают сами работодатели?
– Они также отмечают, что у специалистов, закончивших учебное заведение СПО, профессиональный рост происходит значительно быстрее. Неслучайно многие успешные руководители крупных предприятий и организаций проходили все ступени производства, начиная со специалиста среднего звена.
Почему в наше время школьники, закончившие 9 классов, предпочитают продолжать образование в системе СПО?

– Есть молодые люди, которые желают скорее получить образование и специальность и начать самостоятельную жизнь. Причины этого желания могут быть самыми разными. Одна из них – изменения в структуре высшего образования: введение бакалавриата и магистратуры вызывает у выпускника школы тревогу и усложняет выбор специальности. Выход один – получить сначала среднее профессиональное образование, а по его окончании – смело идти в вуз, чтобы продолжить учёбу по избранному профилю, причём в самые ускоренные сроки. Вступительные испытания при этом проводятся уже не в форме ЕГЭ, а в виде привычного экзамена или собеседования.
Однако, как я знаю, СПО – это отдельный уровень профессионального образования со своими специфическими особенностями. Их, наверное, необходимо учитывать как преподавателям, так и студентам?
– Разумеется. Педагогам системы СПО важно сформировать преемственность в профессиональной подготовке студентов, в разработке сопряжённых с вузом учебных планов по реализуемым специальностям, чтобы студенты СПО при желании могли продолжить своё образование в вузе.
Работая в колледже, очень важно учитывать психологические и возрастные особенности обучающихся. Возраст от 15 до 18 лет определяется как старший подростковый с его бурными нейроэндокринными сдвигами, способствующими проявлению поведенческих отклонений, так называемого юношеского максимализма, девиантного поведения. К 18 годам, то есть к моменту поступления в вуз, обычно всё встаёт на свои места.
Не секрет, что в это время ребятам нужно доверять, но и проверять необходимо. Каким образом?
– Например, внедрением балльно-рейтинговой системы, которая не позволяет расслабляться, заставляя всё делать вовремя, систематически изучать материал, переходя от простого к сложному, а не брать его штурмом в экзаменационный период.
Нельзя отрицать, что успехи учеников во многом зависят от профессионализма педагогов.
– Разумеется. Но к этому следует добавить, что кроме профессионализма педагог должен обладать тактом, терпением, умением находить компромиссные решения, предупреждать возникновение конфликтных ситуаций, а также способностью решать их, не раня детские души. По-прежнему актуален совет замечательного русского историка и талантливого педагога В.О.Ключевского: «Надо любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь».
В любом учебном заведении есть так называемая группа риска. Как работают в колледжах с ребятами из таких групп?
– В группу риска обычно попадают прогульщики, задолжники по учёбе, любители острых ощущений. С ними ведётся индивидуальная работа. Куратор порой сам не замечает, сколько труда и времени затрачивает на своих подопечных.
Есть дети, которые имеют высокоразвитый интеллект и склонность к углублённому изучению наук, какой им резон поступать в техникум или колледж?
– Таким молодым людям, безусловно, необходимо высшее образование. Но рациональнее, чтобы выпускники общеобразовательных школ пришли в вуз через СПО, когда они в состоянии, ничего не теряя, сделать осознанный выбор, а не менять потом вуз. Российская система образования XXI века – многоступенчата. Она позволяет правильно определиться с профессией. Колледж – это одиннадцать классов плюс профессия. С таким багажом можно найти работу, можно поступить в вуз. А можно и работать, и учиться на заочном отделении высшего учебного заведения. Так что, дорогие выпускники, выбор – за вами.

Автор: (21 Июл 2015). Рубрика: Главное, Лента новостей, Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти