В Макарово прошёл фольклорный праздник в честь окончания полевых работ

Запоздала нынче каша… Аналог сабантуя – праздник «Каргатуй» (дословно «Вороний праздник») или «Карга буткахы» (воронья каша), – проводимый с конца апреля до середины июня, в этом году в некоторых регионах подоспел, когда уже дни пошли на убыль. Зато и отпраздновали его с размахом. В село Макарово съехались фольклорные коллективы из Ишимбайского, Стерлитамакского, Фёдоровского, Мелеузовского и даже Кугарчинского и Хайбуллинского районов.

«Каргатуй», вообще-то, – праздник, посвящённый встрече весны. Это потом его, как и сабантуй, стали отмечать с окончанием весенних полевых работ. Главное отличие от сабантуя – ярко выраженные фольклорные детали, берущие начало в язычестве. Так, женщины украшают берёзки яркими лентами, платками, шалями. И вообще, это больше их праздник. Как и в сабантуе, здесь предусмотрены состязания, только большей частью – по «женским видам»: в беге с коромыслами и вёдрами, наполненными водой, вылавливании ртом монетки из таза с катыком… Девушки и молодые женщины показывают свои мастерство, ловкость. Кульминацией обязательно становится каша. А после трапезы её остатки разбрасывают птицам, чтобы они принесли на крыльях урожай и изобилие.

Главная особенность нынешнего праздника, конечно, не в языческих корнях. Организаторы – Исполком Всемирного курултая башкир, общественная женская организация «Ак инэй», местная администрация – посвятили его решению главных проблем села: пьянства, низкой рождаемости, запустения… Словом, тому, от чего зависит будущее наших сёл и деревень.

-«Ак инэй» в переводе с башкирского дословно означает «Белая бабушка», – разъяснила заместитель председателя Исполкома ВКБ, главный редактор газеты «Киске Офо» Гульфия Янбаева смысл этого нового движения на селе. – Не случайно именно женщины-активистки стали его зачинателями. Ведь именно они – хранительницы домашнего очага.

Движение «Ак инэй» зародилось в юго-восточных районах республики. У истоков стояли женщины Хайбуллинского, Кугарчинского районов. В конце 80-х одно из направлений этого движения назвали бы «антиалкогольной кампанией». Но принципиальная разница в том, что инициатива здесь исходит снизу. Когда одно село за другим стали объявлять себя территорией, свободной от пьянства, и на общих собраниях вводить запреты на продажу спиртного, задумались даже самые ярые скептики.

Другая проблема сёл – низкая рождаемость. Не секрет, что в деревнях – переизбыток холостых мужчин.

Девушки подаются в город, парни остаются и зачастую попросту спиваются. «Белые бабушки» воюют за создание и за сохранение семей, за социальные гарантии, направленные на укрепление семьи, а значит и села. Инициатива «Ак инэй» встречает всё более широкую поддержку. Глава местной администрации Амир Рахимов пришёл на праздник не с пустыми руками. Ценными подарками были отмечены семьи, справившие в этом году золотые свадьбы. Не забыли и тех, у кого родился третий ребёнок, у кого самый опрятный дом, самый красивый палисадник, самый лучший приусадебный участок. Причём конкурс охватил и окрестные сёла.

А главная «Ак инэй» села и района, заслуженный работник культуры РФ и РБ, Почётный гражданин г.Ишимбая и Ишимбайского района, кавалер ордена Салавата Юлаева М.Г.Султанова недвусмысленно заявила, что знает имена тех, кто организует продажу самогона и прочего пойла на селе. И что за них отныне возьмутся всерьёз. И ещё одна деталь: это был не «пир во время чумы». Средства на организацию и проведение праздника выделили уроженецы села и местные предприниматели.

 

Автор: (7 Июл 2015). Рубрика: Главное, Культура, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти