На сцене русской драмы восстанавливают спектакль “В ночь лунного затмения”

В русском драмтеатре репетируется «В ночь лунного затмения» Мустая Карима. Несколько лет назад этот спектакль поставил М.Г.Кульбаев. Сейчас он работает над его восстановлением. Надо хорошо знать Мусалима Георгиевича и как режиссёра, и как человека, чтобы ответить на вопрос, зачем он занялся возрождением своей постановки.

СПЕКТАКЛИ НА УРА!

В юности Мусалим Кульбаев жил в Нальчике. В то время он хотел быть профессиональным историком. Но по воле случая влюбился в театр и уехал учиться в Москву. Дипломный спектакль «Орфей спускается в ад» выпускник театрального училища им. Щукина поставил в Стерлитамаке. Затем были «Самоубийца», «Кин IV», «Три сестры», «В ночь лунного затмения», «Забыть Герострата». Стерлитамакские зрители оценили и полюбили талантливого режиссёра. Сейчас М.Г.Кульбаев работает в Национальном молодёжном театре им. Мустая Карима, и наши театралы не пропускают ни одного гастрольного спектакля Мусалима Георгиевича. «Чума на оба ваших дома», «Ночевала тучка золотая», «Радость нашего дома» прошли у нас на ура!

Когда смотришь спектакли М.Г.Кульбаева, невольно возникают очень неприятные вопросы. Почему гибнут самые благородные, утончённые и прекрасные люди? Ромео и Джульетта, Лейди и Вэл (Орфей спускается в ад»), Акьегет и Зубаржат («В ночь лунного затмения»). Почему народ намертво запомнил имя Герострата, который уничтожил изумительный храм Артемиды Эфесской, и навсегда забыл имена тех, кто его построил? Почему жизнь и творчество гения, такого, как великий артист Кин IV, зависит от капризов вздорного и неумного правителя? А можно жить как-то иначе? Наверное, можно.

Есть у Мусалима Георгиевича постановка о простых и сердечных людях, которые умели жалеть, помогать и любить друг друга, по произведению М. Карима «Радость нашего дома». «Ты – радость нашего дома», – говорит папа-башкир своей украинской дочке, которую во время наступления советских войск обнаружил в спалённой фашистами деревне на Днепре и спас от смерти. Таскать ребёнка по фронтам он не стал. Солдат написал письмо в далёкую башкирскую деревню и попросил жену приехать за девочкой. Как любили и баловали малышку мама, бабушка и братик! Она тоже отвечала им самой искренней привязанностью и любовью. Мустай Карим не выдумал эту историю. Всё так и было на самом деле.

Примерно в это же время произошла и другая реальная история – о чеченском и русском мальчиках. Их тоже породнило горе, и они тоже стали братьями – роднее не бывает! Но не внешняя беда (война) свела их, а внутренняя (сталинское переселение народов). Повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» М.Г.Кульбаев превратил в спектакль, который буквально переворачивал душу.

Несколько лет назад многие зрители восприняли спектакль «В ночь лунного затмения» только как легенду о любви. Всё внимание сосредоточилось на судьбах Акьегета и Зубаржат – башкирских Ромео и Джульетты. Они пошли против вековых обычаев и погибли. Однако смысл произведения Мустая Карима был гораздо глубже. В пьесе заключались ответы на вопросы, рождённые чередой прежних постановок Мусалима Георгиевича. Вероятно, в новом спектакле они прозвучат более отчётливо. Об этом мы говорили с режиссёром на одной из репетиций спектакля.

ЛЕГЕНДА О ЛЮБВИ И СВОБОДЕ

– Мусалим Георгиевич, почему вы решили вернуться к постановке спектакля «В ночь лунного затмения»?
– Собственно, эта идея принадлежит руководству театра. Зная моё особое отношение к Мустаю Кариму, мне предложили подумать над восстановлением спектакля. Я принял предложение.

– Это будет скрупулёзная реставрация старого спектакля или принципиально новая постановка?
– Известно, что нельзя дважды войти в водный поток. А в спектакль тем более. Однако кое-что в нём повторится.

– Например?
– Например, найденные в прошлый раз универсальные средства выразительности и неповторимый авторский стиль

– Кто занят в спектакле?
– Роль Танкабике исполнит Зоя Михайловна Киреева, Акьегета – Артур Ишмухаметов, Зубаржат – Регина Рушатова, Дивана – Денис Хисамов, Шафак – Светлана Гиниятуллина, Ялсыгула – Ильдар Сахапов, Дервиша – Николай Панов.

– «В ночь лунного затмения» – легенда о любви, повествующая о гибели влюблённых. Сколько было таких историй! Тристан и Изольда, Фархад и Ширин, Лейли и Меджнун, Ромео и Джульетта – целая череда. То же происходит и с героями пьесы Мустая Карима. Стоит только влюбиться по-настоящему – и всё, конец! Как вы думаете, почему?
– Пьеса – не только о любви, но и о свободе духа, свободе выбора и о праве быть другими. От Акьегета и Зубаржат как будто не требуют многого – живите так, как жили предки, по старинным заветам и обычаям. Но они не в силах подчиниться, иначе придётся расстаться, а жить друг без друга им невозможно, как и примириться с ложью и притворством.

– Влюблённые никак не вписываются в тёпленький обывательский мирок, завистливые, косные обитатели которого начинают войну против них. И тут уж кто кого. Увы, войну обычно выигрывают честные обыватели.
– Любящих людей можно уничтожить, но не победить. По большому счёту пьеса именно об этом.

– Ваши любимые авторы, судя по постановкам, – Мустай Карим и Григорий Горин. Что вас привлекает в их драматургии?
– Во-первых, крайняя эксклюзивность мировоззрения. Во-вторых, ни тот, ни другой не ограничивают свои представления о добре и зле только сюжетом. Ткань произведения сплетается из тысячи ниточек: подробностей, философских обобщений, психологических особенностей персонажей и т.д. Они образуют сложный рисунок бытия, где трагедия переплетается с комедией. Жанр трагикомедии близок обоим драматургам. Как и мне. Но постановка таких пьес выливается в большую и сложную работу.

– Что вы собираетесь ставить в ближайшее время?
– Мне интересно вернуться к повести Мустая Карима «Деревенские адвокаты», Хотелось бы поставить его пьесу «Не бросай огонь, Прометей!». А из Григория Горина мечтаю поставить «Королевские игры», «Дом, который построил Свифт».

– Недавно вы поставили «На дне» Максима Горького. Почему? Сейчас Горький – не самый популярный автор.
– Популярный, не популярный – это совсем не важно. Мне хотелось показать мир, предоставленный самому себе, от которого отвернулись и Бог, и люди. Я воспринимаю это произведение с экзистенциалистской точки зрения. Герои пьесы погружены в бесконечное одиночество, обречены на бесконечные поиски Бога. Но там, где должен быть Бог, – зияющая пустота! Лука появился напомнить каждому, что есть в их душах нечто хорошее и не всё в этой жизни для них потеряно.

– А Сатин?
– Сатин встал на путь саморазрушения, но не от слабости, а от избытка силы.

– Ваш спектакль «На дне» был признан лучшим на недавнем театральном фестивале в Йошкар-Оле. На каких ещё фестивалях вы собираетесь его показать?
– В сентябре нас пригласили на международный театральный фестиваль в Сербию. Кстати, из всех театров РФ в Белград поедем только мы.

– А когда наши стерлитамакские зрители смогут увидеть обновлённый спектакль «В ночь лунного затмения»?
– В начале нового театрального сезона.

Автор: (14 Июл 2015). Рубрика: Культура, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти