12 минут на помощь. Мифы и реальность

Насколько добросовестно россиянам оказывают амбулаторную помощь? Министерство здравоохранения РФ представило первый рейтинг поликлиник России. Пилотное исследование провели экспертная группа Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, Российское агентство медико-социальной информации АМИ и Международное информационное агентство “Россия сегодня”. В список вошли 1283 поликлиники из 80 регионов страны, нашу республику представили 38 поликлиник. Среди учреждений здравоохранения Башкортостана, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению, наибольшее количество баллов в рейтинге набрала поликлиника городской больницы N4 г.Стерлитамака.

О том, как в сложнейших условиях оптимизации здравоохранения медики умудряются оказывать пациентам действенную и своевременную помощь, беседуем с заместителем главного врача по медицинской части ГБ N4 Г.Ф.Майстренко и заведующей взрослой поликлиникой городской больницы N4 Т.Г.Левашовой.

– Гузалия Фриловна, по каким критериям начислялись баллы в рейтинге поликлиник России?
– Поликлиники оценивались по таким параметрам как, например, число обоснованных жалоб пациентов, своевременность выявления онкологических заболеваний, охват профилактическими осмотрами, техническая база, наличие интернет-сайта и обратной связи с пациентами и т.д. 44 первичных параметра объединили в 18 оценочных показателей, на основе которых был сформирован суммарный индекс.

– Как вы думаете, высокие баллы вашей поликлиники – закономерный результат её работы или удачное стечение обстоятельств тоже сыграло свою роль?
– Я считаю, что это, скорее, закономерный результат. Конечно, нельзя не заметить, что некоторые поликлиники испытывают кадровый голод, а в некоторых недостаёт необходимого оборудования – в этом смысле да, нам повезло: вот уже несколько лет нам оказывает спонсорскую помощь компания «БСК». Благодаря ей мы не только качественно провели ремонт в палатах стационара и даже разбили мини-парк под его окнами, но и смогли приобрести хорошее оборудование: итальянский цифровой рентген-аппарат (у него большие диагностические возможности, а доза облучения минимальна), электрокардиографы, спирографы.
Много оборудования приобретается за счёт внебюджетных средств, например, со дня на день ждём аппарат УЗИ эксперт-класса.
В нашей поликлинике работают люди, преданные своему делу. Их отличает профессионализм и соблюдение медицинской деонтологии, этичное общение с пациентами. Возможно, поэтому в адрес нашей поликлиники от пациентов поступает множество положительных отзывов – это при оценке нашей работы тоже учитывалось.

– Но ведь жалобы тоже бывают? Насколько они обоснованы?
– На жалобы мы реагируем своевременно, относимся к людям с пониманием. Одно из самых типичных требований пациентов, получающих лечение в стационаре, – пройти максимум всевозможных обследований. Но обследование и лечение проводятся согласно утверждённым стандартам, и если пациенту, который лечится у нас от пневмонии, мы без показаний назначим ФГДС или томографию головы, нас оштрафует страховая компания. К слову, диспансеризация населения каждому горожанину предоставляет возможность провести диагностические исследования в достаточном объёме. Мы приглашаем горожан на диспансеризацию, размещаем информацию на подъездных досках объявлений. Жаль, что люди зачастую пренебрегают такой возможностью.

– Однажды заходит ко мне в кабинет женщина, жалуется, что слишком долго ждёт приёма по записи – уже 20 минут, – рассказывает Т.Г.Левашова. – Записана пациентка к нашему кардиологу Маргарите Радиковне Фахрисламовой. Я её прошу: вы сходите на приём, а потом обязательно вернитесь ко мне. Женщина вернулась, но уже не с жалобой, а со словами благодарности: увидела, насколько внимательна доктор, на собственном примере убедилась, что кардиолог не может работать вышибалой, врач ориентируется не на время приёма, а на реальную помощь людям.

В ГБ N4 налажена обратная связь с пациентами:

– Наш сайт – не визитка больницы, а инструмент обратной связи и обучения: пациенты задают вопросы главному врачу, самое большее через два дня ответ появляется на сайте, – говорит Г.Ф.Майстренко. – Нам эти вопросы очень помогают улучшать работу. И горожанам сайт помогает: посещать школу здоровья работающие люди не могут, а в интернет-школе здоровья на сайте gb4-str.ru они могут почитать материалы специалистов и задать вопросы эндокринологу, аллергологу, кардиологу и гематологу. О гематологии надо сказать отдельно: сегодня наш гематологический центр – единственный на весь юг республики. Гематолог Лейла Ахтямовна Хайруллина ведёт приём в поликлинике – принимает жителей Стерлитамака и девяти районов. Пациенты с системными заболеваниями крови лечатся в межрайонном гематологическом центре на базе нашего стационара. Современное оборудование, отработанные схемы лечения и адекватная сопроводительная терапия эффективны: многие больные лейкозами достигают ремиссии. Докторов очень поддерживает главный врач нашей больницы, грамотный и энергичный руководитель Рафис Рашитович Шакиров.

Мы с фотокорреспондентом идём по больнице: светлые комфортные палаты стационара, кабинеты с новейшим оборудованием, по-домашнему уютный холл дневного стационара…

– Татьяна Георгиевна, как врачам удаётся оказать пациенту необходимую помощь за 12 минут, отведённых на приём? – интересуюсь у Левашовой.
– Вы сейчас в коридорах поликлиники очереди видели? – задаёт заведующая взрослой поликлиникой встречный вопрос.

– Нет, не видели.
– Потому что их там нет – благодаря электронной записи на приём по времени. Раньше, когда этой практики не было, возле каждого кабинета с семи утра толпился народ. Сейчас, если вы обратили внимание, очереди нет даже у регистратуры: записаться к терапевту и узким специалистам можно через инфомат. Теперь о времени, отведённом на приём. 12 минут – норма, определённая Министерством здравоохранения РФ и ничего ущербного в этой норме нет. Для первичного приёма участкового терапевта это вполне реальные цифры. Ни один врач, если он сомневается в диагнозе или диагностика затруднена, не распрощается с пациентом по окончании времени приёма – буквально возьмёт больного за руку и отведёт на консультацию к узкому специалисту. Допустим, человек с высокой температурой и недостаточным количеством мочи: подозревается гемморагическая лихорадка. В течение часа он обследуется и направляется на стационарное лечение. А если человек жалуется на загрудинные боли, ему незамедлительно сделают кардиограмму и поместят в стационар. У нас было три таких случая: у заводчан на профосмотре (!) выявляли острый инфаркт миокарда. Люди в таком состоянии на работу ходили. Их с профосмотра на носилках отправили прямиком в палату интенсивной терапии. По большому счёту, я полагаю, что высокий рейтинг нашей поликлиники – это аванс на будущее. Главная сегодняшняя проблема лечебно-профилактических учреждений – нехватка терапевтов и узких специалистов. Поликлиники вынуждены организовать фельдшерские приёмы под контролем заведующих терапевтическими отделениями, чтобы разгрузить врачей.

– Какие ещё варианты решения этой проблемы возможны?
– В Казани запустили пилотный проект (аналогичный опыт нарабатывает поликлиника N32 г.Уфы): на вызовы ездят фельдшеры (по типу неотложной скорой помощи), а врачи высвобождаются для приёма пациентов. В этом есть резон: если учесть, что 90 проц. всех вызовов – это ОРВИ и гипертонические кризы, фельдшерам такая работа под силу. При этом у фельдшера имеются портативный прибор для снятия кардиограммы и экспресс-тесты для диагностики сахара и холестерина. А в сложных случаях всегда есть возможность обратиться к врачу. Мы рады полезным нововведениям в медицине, но работаем по старинке: не по нормам, а столько, сколько нужно.

Автор: (14 Авг 2015). Рубрика: Главное, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




1 комментарий   “12 минут на помощь. Мифы и реальность”

  1. Эльза

    Горжусь своей горбольницей №4. А какая стала территория. Просто красота: никаких лишних автомобилей, зеленая травка, клумбы, скамейки.Врачи у нас прекрасные, внимательные. Спасибо всем!

Ответить

*

Фотогалерея


Войти