Где вращаются триллионы? Секрет раскрыт на семинаре по ЖКХ

«Одна платёжка, две, три…» – считаем мы квитанции, приходящие за коммуналку, газ, интернет и прочие радости цивилизованной жизни. Из всех услуг расчёт по коммунальным наиболее чувствителен для семейного бюджета. А запутанности их формирования позавидовал бы создатель лабиринта Минотавра. Плюс отдельный квиток за капремонт, чьё возникновение в наших почтовых ящиках до сих пор воспринимается некоторыми гражданами как досадное недоразумение.

Перманентные изменения правил, согласно которым мы обитаем в многоквартирных домах, вызывают уйму вопросов. Ещё больше их у председателей советов МКД – людей, зачастую безвозмездно взваливших на себя ношу «строительства мостов» между жителями и управляющими компаниями. Неравнодушные и целеустремлённые, они были самыми активными на семинаре-совещании, где обсуждались проблемы ЖКХ. Кроме старших по дому на мероприятие пригласили руководителей УК и ресурсоснабжающих организаций, а также инициативных общественников.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И ЧУЖАКИ

В фойе Городского дворца культуры раздают экземпляры газеты «Жилищные новости». Баланс регулирования тарифов, предметный разговор о капитальном ремонте, интервью с экспертами – издание актуализирует сложные темы, пытаясь разъяснить обывателю принципы, по которым сегодня работает система жилищно-коммунального хозяйства. Похожим делом, но уже напрямую общаясь с населением, занимается руководитель центра общественного контроля РБ в сфере ЖКХ А.Н. Дубовский (на снимке). Он, кстати, значится одним из учредителей газеты. В частых поездках по республике Анатолий Николаевич рассказывает обо всём, что касается коммунального хозяйства.

Пять минут до семинара. После короткого знакомства горожане делятся своими жилищными бедами. Завышенные коэффициенты, неверный перерасчёт, нежаркие батареи в зимнее время,– жалуясь, люди не забывают об иронии.
– Вашим домом кто управляет? – поворачивается к соседке пенсионерка в цветастом платке.
– «Жилкомсервис». А вашим?
– «УК «Уют».
– И как вам с ними, уютно?

К женскому спору о правомерности начисления ОДН добавляется мужской голос. «Да я и сам должник», – сокрушается совестливый пенсионер. Он надеется, что начисления по общедомовым нуждам признают незаконными и отменят.

Анатолий Дубовский сразу же призвал задавать ему любые вопросы по теме. Но – письменно, иначе семинар грозил лишиться конструктивной составляющей. К сцене по рукам поплыли записки. Пообещав ответить в конце совещания, Дубовский принялся растолковывать суть лицензирования управляющих компаний.

– Главной целью этого процесса было привести жилищные организации в чувство (в зале раздаётся одобрительный смех).

Лицензирование используется как действенный инструмент контроля, заставляющий компании задуматься о собственной квалификации и профессиональном отношении к жителям. Поскольку я вхожу в лицензионную комиссию, то знаю критерии и нормы, которым приходится соответствовать претендентам на управление МКД. Критериев немного, они чётко сформулированы. В нашей республике лицензии получили более 300 компаний. При этом мы не пустили чужаков из других регионов. Представьте, если бы вашим домом управляла организация из Калининграда. Случись что – вы к ним разбираться поедете?

БУДЬТЕ ГРАМОТНЕЕ!

Жилищный и гражданский кодексы, постановления, законодательные акты – чтобы ориентироваться во всех премудростях и эффективно представлять интересы жильцов своего дома, необходимо огромное желание. А ещё – базовые знания по экономике и юриспруденции.

Знаете, какие средства вращаются в системе ЖКХ в масштабах всей страны?

Анатолий Дубовский знает – около 4 триллионов рублей. Для сравнения: в 2015г. на образование и здравоохранение россиян Правительством РФ было выделено чуть более 1 триллиона. Следует учесть, что услуги ЖКХ – не ипотечный рынок и не автомобильный. Спрос на них не падает и не зависит от конъюнктуры кризисных явлений. А цена растёт.

Может быть, поэтому, несмотря на трудности, связанные с реализацией коммунальной деятельности, желающих погрузиться в дебри жилищного хозяйствования меньше не становится. Добросовестные компании предпочитают вести диалог с собственниками, адекватно реагируя на их запросы. Но есть и те, кто надеется сколотить благосостояние, пользуясь правовой безграмотностью жильцов.

Анатолий Николаевич напомнил, что три года назад Региональные центры общественного контроля в сфере ЖКХ создавались по всей стране как раз для просвещения населения в вопросах жилищного законодательства и отстаивания интересов собственников. В нашей республике этим не ограничились, и теперь в 54 муниципальных образованиях РБ функционируют филиалы центра, где граждане могут получить консультации специалистов. В Стерлитамаке центр общественного контроля находится по адресу: ул. Худайбердина, 78. Руководитель – юрист Наталья Абубакирова.

ДОГОВОРАМ – ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ

По привычке или мнимой занятости игнорируете общие собрания жильцов МКД? Думаете, от вас ничего не зависит? Напрасно. Сегодня протоколы общих собраний имеют силу официальных документов и направляются в Госжилнадзор. А подделка подписей в них – подсудное дело. Главным же документом, определяющим взаимоотношения собственников и УК, остаётся договор.

– С самого начала уделяйте ему особое внимание, – убеждает Дубовский. – Собственники жилья должны требовать от УК заключения договора. Чем детальнее в нём прописаны условия и полнее учтены нужды жильцов, тем сложнее коммунальщикам не исполнять свои обязанности.

– Бывает, что жильцы сетуют на нарушения со стороны УК, забыв перечитать договор, который сами же и подписали на кабальных условиях. А кто мешал им составить более справедливый документ? – недоумевает Анатолий Дубовский. – Разумней отстаивать свои права до, а не после подписания договора.

Мало ладить с управляющей компанией, собственникам сначала надо поладить друг с другом. В противном случае можно дойти до прецедента, чьей эксклюзивности вряд ли кто-то позавидует.

Например, председатель совета одного из домов задумала сменить обслуживающую организацию, хотя почти 50 проц. жителей дома были против. Подписывать договор с новой УК они отказались. В результате, обе компании присылают квитанции. Собственники в растерянности – как поступить?

– Организуйте общее собрание, – рекомендует жителям многострадального дома Анатолий Николаевич. – Ищите компромисс в выборе управляющей компании. Мнение большинства собственников должно быть единым для всех. Если задача окажется непосильной, обратитесь за помощью в муниципалитет.

ДОРОГОЕ ТЕПЛО, ИЗДЕРЖКИ ОДН

По мере углубления в детали жилищных неурядиц и трудностей, встающих перед собственниками, некоторые участники забыли об эпистолярном жанре и попытались вслух донести своё мнение. Видимо, люди решили: если они выскажут Дубовскому свою боль и претензии к жилищникам, то и проблем будет меньше. Но Анатолий Николаевич – не кудесник с волшебной палочкой. Руководитель центра общественного контроля указывал активистам возможные пути разрешения ситуации, точки приложения сил. А далее предстоят обращения в инстанции, подготовка документов и т.д. Одним словом, кропотливая работа.
Немало копий было сломано вокруг возросшей платы за тепло. Путаница между тарифами (у каждой теплоснабжающей организации они свои) и конечной платёжкой озадачила граждан. По словам Дубовского, тут с каждым инцидентом надо разбираться отдельно, возможно, с привлечением надзорных органов.

Многие недовольны порядком оплаты, считая, что в 12-тимесячный цикл трудно проверить реальные объёмы израсходованного тепла. Однако такой цикл принят властями, исходившими из того, что погашать всю сумму начислений в 6-тимесячный срок накладно, особенно незащищённым категориям граждан.

– Вы слышали, – демонстрирует политическую осведомлённость моя соседка, – Дмитрий Медведев недавно заявил: летом плату за отопление квартир не взимать. Правда, постановление ещё не вышло, – с грустью добавляет женщина.

Начисления по ОДН призваны нивелировать разницу между домовым счётчиком энергоресурсов и совокупным показателем счётчиков индивидуальных. В идеале жильцы доплачивали бы управляющим компаниям за освещение в подъездах и функционирование инженерного оборудования. Но в реальности плата за ОДН покрывает и другие издержки. Хотя очевидно, что многомиллионные долги УК перед ресурсоснабжающими организациями лишь увеличиваются. Впрочем, похоже, вольным трактовкам в формировании оплаты ОДН приходит конец. С 1 января 2016г. общедомовые нужды поместят в графу «Содержание и текущий ремонт» в расчётном пределе, установленном для каждого МКД.

– Всё, что превышает лимит – «грешки» управляющих компаний, – уверен Анатолий Дубовский. – Уж если жилищная организация отвечает за дом, то забота об энергосбережении в подъездах и отсутствие утечек воды в подвале – её прямая обязанность.

«ОШИБКИ ЕСТЬ, НО ИСПРАВЛЯЮТСЯ»

По-прежнему, жаркие дебаты вызывает тема капитального ремонта. С осени прошлого года все собственники МКД платят деньги либо в «общий котёл» региональному оператору, либо вносят их на спецсчёт. Переход от спецсчёта к региональному оператору и обратно предусмотрен, но сопряжён с бумажной волокитой.

В Башкортостане сбор средств по капремонту держится на уровне 78 процентов. Скоро эти показатели наверняка повысятся – с 1 августа неплательщикам взносов начисляются пени. В этом году на деньги, собранные в «общем котле» в Стерлитамаке отремонтируют 90 домов. Дату проведения работ по своему дому можно узнать на сайтах kapremont02.ru, www.reformagkh.ru.

– А где договора по капремонту? На основании чего мы должны платить? – допытывается автор очередной записки.

– Договорные отношения с региональным оператором отменили. Взносы на капремонт МКД прописаны в Жилищном кодексе, – парирует Анатолий Николаевич. – Там сказано, что собственники помещений обязаны их оплачивать в размере, установленном субъектом РФ. У нас взносы не превышают 5,8 рублей за один квадратный метр жилплощади собственника.

По словам Дубовского, ошибки и недочёты первоначального проекта капремонта постепенно исправляются. Сегодня качество работ застраховано из средств подрядчика. Жители домов, недавно введённых в эксплуатацию, освобождены от взносов на срок гарантийного ремонта (до 5 лет). Конфликты, возникающие при распределении очерёдности домов (дескать, наша пятиэтажка построена раньше соседней, пусть и капремонт у нас раньше проведут) рассматривает специальная комиссия.

– Закон об обязательном участии собственников в капитальном ремонте МКД наведёт мало-мальский порядок в этой области, – говорит Анатолий Дубовский. – Раньше на капремонт где-то собирали по 70 копеек в месяц, где-то – по 70 рублей. В Туймазах вообще ничего не откладывали. С появлением региональных операторов этот разнобой устранён. Есть и другой момент – собственники, вложившие свои деньги, будут тщательнее контролировать качество проведения капитального ремонта.

СЕМИНАР – ПОЛЕЗНЫЙ ОПЫТ?

– Я пришла сюда в надежде прояснить некоторые вопросы. И услышала массу полезной информации, – Уралия Иванова выглядит довольной и ничуть не уставшей после трёхчасового ликбеза. Председатель совета МКД по ул. Дружбы, она признаётся, что претензий к своей управляющей компании у неё практически нет.

– Всё, что мы требуем, жилищники выполняют. Ну, почти всё. Пока они в прошлом году стояки меняли и подвал чистили, я потихоньку слесарное дело изучила, – улыбается Иванова. – На семинаре многое для себя открыла: по части составления договоров и особенностей капитального ремонта. У нас дом тридцатилетний, ещё не старый. Но ухода тоже требует.

Есть у председателя и поводы для огорчения. Женщину расстраивает бескультурье водителей, бросающих свои автомобили на газонах. Ставили ограды, прилюдно совестили автолюбителей – всё без толку. Хотя, по словам Ивановой, парковок во дворе и без газонов хватает.

Неприятности также доставляют безответственные квартиросъёмщики. Не являясь собственниками жилья, они ведут себя как варвары на захваченных территориях. Пивные бутылки заодно с окурками летят прямиком на клумбы, газеты из почтового ящика – на пол в подъезде. Глядя на деяния пакостников, местные цветоводы опускают руки. Пропадает желание наводить красоту, которую не ценят.

– Мы не просим всех жильцов помогать нам. Могли бы просто не мешать, – вздыхает председатель.

О секретах работы с управляющей компанией Уралия Иванова говорит просто: надо договариваться о совместном решении проблем. И почаще заходить в «родное» ЖЭУ – напоминать о «болячках» своего многоквартирного дома.

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (11 Авг 2015). Рубрика: Главное, ЖКХ, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти