Об уроках религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ)

Когда мне предложили вести новый предмет ОРКСЭ (Основы религиозной культуры и светской этики), я задумалась:
– Все школьные предметы, так или иначе, объясняют мир. А ОРКСЭ? Судя по программе, где есть главы-уроки «Добро и зло», «Порок и добродетель», «Что значит быть моральным?» и т.п., главная задача нового предмета – воспитание философов. Причём, деятельных мыслителей, которые займутся не объяснением, а переустройством мира, основанного на толерантности, гуманизме, альтруизме, любви к родной стране. Нелёгкая, но очень увлекательная задача.

НАШИ СОМНЕНИЯ

Толерантность. С чего бы начать? А не начать ли с красоты, обожествляемой художниками и поэтами? Но мои четвероклассники оказались консерваторами, которые принимали только современные стандарты, тиражируемые во всех модных журналах. Даже знаменитую Мону Лизу Леонардо да Винчи они отказывались признать красавицей.

– Толстая, и брови зачем-то сбрила, – таков был общий глас.

Мои рассуждения о многоликости красоты слушали с сомнением. Но я не сдавалась:

– В Европе девушки заплетают одну косу, а в Средней Азии сорок косичек, в некоторых странах Африки чернят зубы, в эпоху Возрождения девушки брили брови, чтобы увеличить лоб. Юные красавицы оставались красавицами, но на свой манер. Просто надо попробовать увидеть мир глазами другого человека. Лучше всего этому учит искусство.

Ребята упёрлись. Вывод: надо чаще водить их в картинную галерею, а на уроках знакомить с творчеством художников разных эпох и народов. Должны, в конце концов, почувствовать нестандартность красоты.

МЫ ДЕЛАЕМ ОТКРЫТИЯ

Урок «Добро и зло». Рамиль слушал-слушал, да и высказался:
– Послушайте-ка, а мир-то у нас, оказывается, состоит из разных половинок.
– Как это?
– Да очень просто: день и ночь, жара и холод, зима и лето. Но это ещё что! Добро и зло, любовь и ненависть, мудрость и глупость, правда и ложь. Это уже не от природы, а от людей. Как с этим быть?
Ребята удивились:
– Вот так Рамиль! Заметил то, мимо чего все проходили. А что если взять да отрезать зло от добра?
Предлагаю:
– Давайте попробуем! Напишите, пожалуйста, на листочках ваши отрицательные черты характера.
Послушались, сидят, пишут, друг от друга, как на контрольной, прикрывают листочки, стыдятся…
Написали. Сдали. Я положила листочки в керамическую чашку и подожгла.
– Вот горит наше зло синим пламенем! – радостно закричала Настя.
Я показала ребятам пепел и сказала:
– Зло сгорело и стало пеплом. Так оно превратилось в удобрение. А удобрение – это добро.
Ребята обрадовались и захлопали в ладоши. Один только мальчик не аплодировал гибели зла. Он был из неблагополучной семьи и многое уже повидал и пережил.
– Хорошо бы, – вдохнул мальчуган, – если бы и в жизни так было. Только в настоящей жизни зло всегда побеждает добро.
Класс подавленно молчал.
– Нет, – возразила Гуля, – и добро побеждает. Победила же Советская страна фашистскую Германию!

МЫ – ПАТРИОТЫ!

Ребята спросили меня, сколько раз наша страна побеждала зло? Пришлось углубиться в историю. Я рассказала детям о победах Суворова, об открытиях Ломоносова, о молодых людях-народниках, которые добровольно уходили в глухие деревни, чтобы учить и лечить крестьян.

Спрашивают:
– Эти народники тоже боролись со злом?
– Да. С невежеством, болезнями, пьянством.
– А потом?
– Потом был Николай Островский, который написал замечательную книгу «Как закалялась сталь», и комсомольцы, которые были счастливы, несмотря на разные лишения, потому что строили, как они были убеждены, страну, где все люди будут равны.
– Мы любим нашу страну. Мы – патриоты! – решили мои философы.

ПУТЬ К ХРАМУ

Мы познакомились с разными религиозными культурами. И ребята убедились, что они учат добру, ведь в каждой из них есть заповеди: «Не убий!», «Не укради!», «Помирись с братом своим!». Я прочитала детям отрывок из письма М.Ганди: «Бог обитает на вершине горы, которая олицетворяет добро, мудрость, нравственность, бескорыстие, благородство, добродетель. И каждый народ идёт к этой горе со своей стороны и своим путём».

– Поэтому, – подытожила я, – нет неправильных религий, и каждый народ, который нашёл дорогу к Храму, достоин уважения и счастливой жизни.

Меня радует, что детям нравятся уроки ОРКСЭ. Они даже начали помогать мне в организации уроков-дискуссий, уроков-судов (мы судили сестёр Золушки, но следуя презумпции невиновности, позвали адвоката), эвристических занятий, экскурсий и многого другого – ОРКСЭ даёт широкое поле деятельности

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (27 Авг 2015). Рубрика: Главное, Лента новостей, Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти