В Стерлитамаке завершился скульптурный симпозиум

Городское пространство, может, и формируется стрелками проспектов и дорожными развязками, но запоминается другим. Архитектурные ансамбли, уютные парки и скверы с оригинальными достопримечательностями производят впечатления на гостей и вызывают тихую гордость местных жителей.
На днях   завершился скульптурный симпозиум (фото), который подарил горожанам 10 авторских работ. Герои башкирских, татарских и русских легенд появились на свет благодаря творческому форуму в честь грядущего 250-летия Стерлитамака. На проспекте Октября уже заготовлены пьедесталы, скоро начнётся установка мраморных фигур.

Скульптурный симпозиум – явление для нашего города неординарное. Мастера из Казани, Москвы, Новороссийска, Санкт-Петербурга, г.Шахты (Ростовская область) почти три недели провели в напряжённом труде. Попробуйте вырезать из цельных глыб изящную девушку или колоритного витязя. Участники симпозиума даже отказались от экскурсии на шиханы – берегли время.

В день закрытия форума скульпторов пригласили в городскую администрацию. Пока не грянули торжественные речи, с художниками беседует куратор симпозиума Иван Мельников. Он 20 дней заведовал организационными вопросами и сегодня даёт прощальные наставления.

– Ой, а у меня за время работы пальцы искривились, – с весёлым изумлением сообщает девушка-скульптор из Санкт-Петербурга. – Тишин обещал, что они скоро вновь будут нормальными.

В творческой среде, где авторитеты – понятие весьма условное, Владимир Викторович Тишин уважаем и ценим коллегами. Лауреат всероссийских и международных конкурсов по монументальному искусству, член-корреспондент Российской академии художеств, он был одним из самых опытных участников.

Цветы, дипломы, памятные подарки были припасены для каждого скульптора. Инициатор симпозиума, директор стерлитамакской картинной галереи Лилия Ахметова, выразила признательность участникам за их вклад в эстетическую культуру города.

– Я надеюсь, ваши работы будут благосклонно восприняты жителями, – обратился к ваятелям начальник отдела культуры Зуфар Зиннатуллин. – Несмотря на то, что подобное мероприятие проводилось у нас впервые, вам удалось не выйти из графика. Было бы здорово в будущем провести настоящую биеннале. Спасибо за ваш труд! А мы, в свою очередь, постараемся приложить усилия, чтобы скульптуры органично вписались в городскую среду.

Участник симпозиума, заслуженный художник России Борис Сергеев признался, что такие форумы всегда оставляют у него светлые, добрые чувства. По его словам, скульптура – это аккумулятор энергии автора, а не только украшение уличного пейзажа. Частичка души творца остаётся в его произведении. Иначе и быть не может, когда речь идёт о подлинном искусстве.

Улица Шаймуратова. Здесь, в тупичке, за офисами частных организаций, мастера создавали мифологических персонажей. В мастерской под открытым небом расставлены 10 скульптур.

– О, Русалка! – обрадовались журналисты, увидев мраморную деву, обликом напоминавшую Наяду.
– Это Агидель, дочь Урала-батыра, – пристыдил нас автор девы Юрий Лёвочкин. – А Русалка «обитает» на другой стороне.

Недалеко от Русалки хмурит брови Морской владыка.

Если присмотреться, то заметны его подданные – крупная рыбина и морской конёк. Точностью линий выделяется девушка-птица Сирин. В образе русского Богатыря проступает такая мощь, самообладание и добродушная сила, что на миг перехватывает дыхание.

– Мне повезло с камнем, удачно выбрал, – отвечает на комплименты автор Богатыря Николай Комраков. Он заканчивает МГАХИ им. В.И.Сурикова, живёт в Подмосковье. – Камень сразу был вертикально расположен, с нужным наклоном. Тут самое важное – первая, грубая обработка, когда надо проявить максимальную аккуратность. Чуть ошибёшься – мрамор лопнет, трещинами пойдёт.

По словам Комракова, он предпочитает работать с деревом. Николай Сергеевич из творческой семьи – мама увлекается живописью, отец выступал в фольклорном ансамбле на профессиональном уровне. Комраков долго выбирал дело по душе, пока не остановился на скульптуре. Признаётся, что его всегда привлекали объёмные виды изобразительного искусства.

– Вы знаете, я так устала за эти дни и у меня речь немного несвязная, – извиняется Антонина Фатхуллина из Санкт-Петербурга. Её мраморный конь Акбузат как бы прорывается сквозь толщу времён, отсюда прочерченные на скульптуре риски. – Провести несколько часов подряд с болгаркой наперевес даже мужчинам нелегко. А каково нам, девчатам?

Акбузат представляется Антонине символом вечным, интернациональным. Концепция предполагала профильное сечение фигуры коня. Несмотря на молодой возраст, это восьмой симпозиум для Фатхуллиной, не так давно она побывала на аналогичном форуме в Пензе. Говорит, ездила бы чаще, но семья тоже требует внимания. Скульптура для Антонины – часть жизни, без которой остальная жизнь скучна и банальна. Ворота, гаражные ворота, кованые ворота, металлические ворота от производителя

– Я не могу этим не заниматься, прекратить, остановиться, – кладёт руку на гриву Акбузата Фатхуллина. – Счастье, что я в детстве прикипела к скульптуре и никак эту страсть не утолю: работаю с керамикой, деревом, камнем, но чаще – с металлом. Как? Беру сварочный аппарат и варю. Зарабатывать приходится на коммерческих заказах, но удовольствие от них относительное. А на симпозиумах я даю волю фантазии, и никакая усталость не отменит для меня радость искреннего творчества.

Луиза Бобокулова из Казани. Она – автор проникновенного философского образа «Алтынчач». Героиня татарского эпоса держит на руках младенца, символизируя основательницу нового рода, который вырастет, окрепнет и разобьёт супостатов.

– При работе над образом я попыталась сохранить его цельность, без пустот, – говорит Луиза. – В ограниченном промежутке времени вырезать из куска мрамора фигуру очень непросто. Невзирая на то, что композиционно работа завершена, сейчас хочется детальнее отобразить элементы лица, рук.

В художественной школе Бобокулова любила графику, затем возникла тяга к монументальности.

– Когда я стала работать с глиной, очень понравилось, что из неё можно сделать функциональные вещи: посуду, игрушки, свистульки, – рассказывает Луиза. – Скульптура отсекает всё лишнее, она осязаема. У любого художника – свой внутренний мир, свой путь становления стиля, который непременно отражается в творчестве.

Как молодой скульптор, Луиза ещё находится в поиске и не желает загонять себя в рамки определённого направления. Ей дороже внутренняя свобода выбора – что и как создавать решает её чувство прекрасного, интуиция художника.

– Сложно не утонуть в выбранном стиле, – объясняет свои опасения девушка. – Не раз и не два наблюдала за скульпторами, которые лепят одно и то же, меняя лишь поворот рук или головы. Список работ у них пополняется, а творческий багаж – нет. Я же стараюсь пробовать себя в разной технике, учиться чему-то новому.

С первой скульптурой, кстати, отлитой в бронзе, у Луизы связана трогательная история. Обучаясь в Казани, девушка 4 года ухаживала за пожилым человеком. Когда его не стало, она увековечила старца в скульптуре «Вали-абы» – умудрённый мужчина сидит на скамеечке и размышляет о прожитых годах.

– Мы часто разговаривали обо всём на свете – пожилым людям необходимо общение. И он раскрылся для меня как очень глубокий, интересный человек. Я не могла его не запечатлеть.

Луиза Бобокулова уже посещала Стерлитамак 10 лет тому назад. Родная бабушка живёт в Нефтекамске, и Луиза иногда приезжает в нашу республику. Башкирия импонирует ей своей открытостью, замечательной природой, домашней обстановкой. А ещё девушка питает слабость к бульварам.

– Все школьные каникулы я проводила на бульваре Комсомольского проспекта в Нефтекамске, – уточняет Луиза. – Он симпатичный, удобный, по краям деревья посажены. А Стерлитамак мне показался ещё более зелёным, чем ранее. И таким же чистым.

Автор: (28 Авг 2015). Рубрика: К юбилею города, Крупным планом, Культура, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти