Российский симпозиум по скульптуре. Стерлитамак 2015

Орфография и пунктуация автора сохранены

Очень радостно осознавать, что в Стерлитамаке по инициативе городского руководства в августе 2015 года впервые прошел скульптурный Симпозиум, который сконцентрировал творческие силы десятерых мастеров из гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Новороссийска, Казани, г. Шахты Ростовской области.

Глава администрации города Алексей Николаевич Изотов 1 сентября на открытии аллеи, где разместили десять мраморных скульптур, выразил надежду на продолжение идеи творческого созидания: «В августе 2015 года в город были приглашены известные российские скульпторы, которые совершили свое обыкновенное чудо. На свет появились 10 мраморных изваяний, воссоздающих мир древних народных сказаний о высших человеческих ценностях – мир романтичной и увлекательной красоты! А уже первого сентября состоялась долгожданная «городская премьера» открытия Бульвара современной скульптуры, которая, я надеюсь, не только будет способствовать воспитанию художественного вкуса жителей города и республики, не только придаст ансамблевую завершенность парковой зоны отдыха, но, прежде всего, станет знаковым событием в преобразовании духовной жизни города.

Хочется надеяться, что эта художественная инициатива с одобрением будет воспринята нашими горожанами, что станет посылом для возможности в дальнейшем создания новых прекрасных архитектурных ансамблей, придающих городу культурную основательность и современную солидность. Пусть созидательная красота всегда радует наших современников и их потомков!»
В республике проводились подобные мероприятия в гг. Уфе и Нефтекамске много лет назад. Созданные тогда скульптурные ансамбли и сегодня дарят жителям и гостям Башкортостана радость встречи с творениями мастеров, свободно, в обстановке творческого поиска и эксперимента создававших современные пластические формы, что является неотъемлемой атрибутикой художественных форумов такого формата.

Сложившаяся тенденция благоустройства городских улиц и аллей с помощью малых архитектурных форм в Стерлитамаке наконец-то приобрела, как и во многих современных передовых городах, формат демузеефикации, а потому, хочется надеяться, что оформление одного из центральных городских парков в Бульвар современной скульптуры станет началом более основательного процесса художественного преобразования городской среды.

Прежде всего, хочется выразить огромную благодарность всем тем, кто сегодня при минимуме средств материальных, да и, впрочем, интеллектуальных, занялся осуществлением этой идеи – проведением в нашем городе российского симпозиума по скульптуре. Подрядчиком выступил руководитель ООО «Арта», председатель Самарского отделения «Союз художников России», известный российский скульптор, заслуженный художник РФ, действительный член Петровской академии наук и искусств И. И. Мельников. Правдивость момента в том, и необходимо осознать этот факт, что в какой-то степени проведение мероприятия такого формата в нашем городе – это прорыв в новую реальность, принципиально новые взгляды и убеждениясовременной и динамичной художественной жизни. Это большая радость!!!

Архитектурный облик нашего города с многочисленными широкими и обозримыми аллеями расположен к синтетическому взаимодействию с различными художественными формами, в том числе и со скульптурой. Мы действительно убедились, что воссозданная благодаря новому наполнению парковая зона превратилась в пространство душевного комфорта, где под сенью деревьев уютно расположились прекрасные герои народных преданий. Тема симпозиума для многонациональной башкирской земли очень благодатная – легендарные персонажи русского, башкирского и татарского эпосов. В год, объявленный Годом Литературы, эта тема выявилась очень легко. Так же легко с помощью искусства получилось объединить народные легенды в единое пространство. Акбарс и Акбузат, Хумай и Сирин, Алтынчач, Агидель и Русский Богатырь, Урал-Батыр, Морской владыка и Русалка – впервые, наверное, в истории культуры эти величавые духовные образы, выполненные известными российскими мастерами, с узнаваемыми авторскими изысками, рожденными в горниле традиций мирового скульптурного искусства, встретились на одной «неведомой» сказочной дорожке нашей городской аллеи. Белоснежный уральский мрамор требует, как и любой другой материал, особого подхода, а потому у каждого автора при пластической трактовке идеи выбранного образа сложились свои проблемы формального и содержательного характера. И, конечно же, об этом хочется поговорить более всего.

В Стерлитамаке встретились замечательные художники! Москвич Владимир Тишин, активно работающий не только в мастерской, но и имеющий огромный опыт пленэрного творчества, выпускник Строгановского училища, сегодня член-корреспондент Академии Художеств. В Стерлитамаке В. Тишин работал над образом величавой небожительницы Хумай. Наш земляк Тагир Субханкулов, кстати, принимавший участие в Нефтекамском симпозиуме, вырубил из мраморного блока волшебного Акбарса. Молодой скульптор, студент Суриковки Николай Комраков, для которого стерлитамакский пленэр стал первым, изваял фигуру могучего Исполина-Богатыря. Самая молодая участница скульптурного форума Луиза Бобокулова – выпускница Казанского филиала МГАХИ им. В.И. Сурикова, также как и Н. Комраков, получила первое пленэрное крещение. Её работой стала героиня татарской мифологии златовласка Алтынчач. Новороссийский мастер Геннадий Панько, преемник украинской академической школы, можно сказать, виртуозно выточил из мраморного куска сказочно-фееричный образ Владыки морей. Из г. Шахты Ростовской области прибыл Юрий Левочкин, выпускник Ташкентского театрально-художественного института. Его образ легендарной башкирской девушки Агидель, напитанной родником бессмертия, излучает пробивающиеся реминисценции античной пластической культуры, дарующей состояние гармонии и легкого эротизма. Автору статьи, получившему профессиональное образование в Репинке, особо приятно представлять питерцев, самую большую группу скульпторов, привнесшую в работу симпозиума атмосферу петербургской культуры. Поколение советских питерцев – Сергеевы Борис и Ольга, выпускники ГАИЖСА им. И. Е. Репина, заслуженные художники РФ, Валентин Рещиков, мухинец, в настоящий момент председатель творческой секции скульптуры Санкт-Петербургского отделения Союза художников РФ. Молодая, но амбициозная Антонина Фатхуллина, которая также закончила СПб ВХПА им. А. Л. Штиглица, и уже побывала на многих значительных художественных событиях, представляет более молодое поколение питерских участников. Борис Сергеев, в прямом смысле сделал попытку окунуть зрителя в мир русалочьих грез. Его образ Русалки, показывающейся из толщи каменной стихии, высечен рельефом в мягкой импрессионистичной манере. По такому же принципу кругового обозрения скульптурной композиции работала Ольга Сергеева (Панкратова), создавшая героический образ Урала-Батыра. Не случайным видится выбор В. Рещикова – он изваял образ чудесной райской птицы Сирин из славянской мифологии. Талантливая и активно работающая А. Фаткуллина выполнила голову крылатого богатырского коня Акбузата. Каждая скульптурная композиция подведена к стадии завершенности пластического прочтения созданного образа. Каждой авторской работе свойственна индивидуальная выразительность пластического языка, формирующая уравновешенность и однозначность в трактовке положительного характера своего героя. Все произведения ярко и колоритно транслируют одухотворенность и человечность эпических образов, в которые вложена чистосердечность, жизненность и народная мудрость.

Хумай – покровительница домашнего очага, охранительница детей в мифологии тюркских, монгольских, финно-угорских, индо-иранских народов. В эпосах «Урал-батыр» и «Акбузат» – девушка-лебедь, дочь небожителей – царя птиц Самрау и небесной красавицы Солнце.

Опытный и проницательный художник Владимир Тишин, обращаясь к героине башкирских эпосов Хумай, сделал её олицетворением женской мудрости, строгой духовности и солнечной славы. Хумай в прочтении В. Тишина представлена царственной, величественной, целомудренной и неприступной Девой, восседающей на троне. В этом произведении скульптор поставил соответствующие монументальному замыслу определенные пластические задачи. Строгая симметричная композиция, классические пропорции, чуть устремляющиеся ввысь, тяготение к строгости и лаконизму передают идею благородной простоты, религиозности и величественного покоя. Цельный точеный объем восседающей женской фигуры прекрасно передает мощь внутренней силы и понимание своего бытийного предназначения, делает женский образ вневременным, собирательным. Строгая композиционная вертикаль, стремление чуть вытянуть фигуру вверх, также как вся пластическая трактовка Хумай, восходящая, по большому счету, к традициям, как мне показалось, восточного христианства, передают основные пластические осознания автора, формирующие его творческий почерк.

Крылатый барс – образ тотемного животного многих тюркских и кавказских народов, божество плодородия, покровитель детей. Символ богатства, плодородия, благородства и потаенного волшебства.

Акбарс или Крылатый барс в исполнении Т. Субханкулова удался, так сказать, на славу. Пластическое искусство современного художника-шамана, прежде всего, метафорично и иносказательно. Скульптор открывает нам свое понимание архаической древности и пребывания в вечности, применяя лаконичное и емкое пластическое решение в изображении тотемного животного, выточенного с геометрической точностью. Здесь художник умело использует свой красноречивый прием сочетания гладкой отшлифованной фактуры тяжеловесной объемной массы и процарапанного линейного рельефа, ассоциативно воздействуя на восприятие композиции. Симметричную скульптурную форму художник превратил в увесистый монолитный знак, пластически трактуя его тотемистическое и как бы культовое происхождение. Каменную мощь белоснежного хищника демиург наделяет мистическим могуществом природных сил. В то же время лукавая улыбка барса, одаривающая внемлющий глаз прохожего, награждает его светоносными флюидами нежности, возвращая в мудрую, солнечную поэтику народных преданий. Надеюсь, что эти сложные пластические ассоциации непременно откроются нашим горожанам, и волшебный образ крылатого барса полюбится и детьми, и взрослыми.

Богатырь — персонаж русских былин и сказаний, отличающийся огромной, иногда чудесной силой и совершающий подвиги.

Образ былинного Богатыря молодого академиста Николая Комракова вызывает неподдельное почтение. Московским дебютантом проделана основательная и серьезная творческая работа. Скульптор убедительно доказал владение навыками профессионального мастерства, обнаружил напористый характер, обработав за короткий пленэрный срок довольно значительную мраморную глыбу. Получился мощный героический образец древнего славянина в полтора человеческого роста. В целом, очень привлекает реалистическая манера Николая Комракова, исходящая из традиций русской академической изобразительной культуры. Скульптор применяет каноническую трактовку героического образа, мы ощущаем зрительное сходство созданного изваяния с художественными изображениями богатырей эпохи сказочного русского модерна. Приятно осознавать, что выразительный образ русского богатыря, созданного в Стерлитамаке, стал для Н. Комракова одним из первых самостоятельных экспериментальных опусов в обретении авторского почерка и формировании собственного стиля.

Алтынчач – в татарской мифологии хранительница спрятанных сокровищ, дух пещеры; в народных сказках изображается как девушка с золотыми волосами, обладательница чудесных знаний и умений, девушка-воительница.

Луиза Бобокулова, казанская дебютантка, при постоянном тесном контакте с более зрелыми мастерами так же доблестно трудилась, создав двухфигурную композицию в реалистической манере. Несомненно, как самая молодая из всех участников, Луиза стремилась создать оригинальное и жизнеутверждающее произведение. Очень символично, что мифологический образ Алтынчач – девушки-воительницы и защитницы сокровищ – в авторской интерпретации звучит как одухотворенный образ материнства. Молодому скульптору удалось передать внутреннее напряжение строгой статичной фигуры, ее простонародную величавость и одновременно, через выразительные руки, трогательную заботу о своем маленьком сокровище, покоящемся на материнской груди. Пожалуй, это единственное, созданное на данном пленэре, произведение не мифологического порядка, его образности присущи по-настоящему человеческие черты, определенная житейская глубина затронутой темы.

«Владыка морской» – верховный владыка всех вод, омывающих землю, властвует над всеми рыбами и животными, какие только водятся в морях. Первоначально был богом дождевых туч, которые изверглись на землю и образовали на ней моря.

Совершенно в другой манере выполнена новороссийцем Геннадием Панько декоративная скульптурная композиция «Владыка морской». Несомненно, Геннадий Панько, хотел передать могучий дух диковинной и заманчивой океанической стихии, персонифицировав ее в сказочный образ русского Нептуна. Последователь украинской пластической школы, блестящий резчик по камню, Г. Панько убедительно воплотил в жизнь свой замысел, и изваял из мрамора дивного и феерически-чудного морского волшебника из народной небылицы. Действительно, традиции украинской пластической культуры имеют особенности орнаментального декоративизма, идущего от праздничной и нарядной народной культуры. В связи с этим начинаешь понимать суть архитектоничного решения этой затейливой, может быть где-то гротескной композиции. Пластически автор сыграл на деструктивном начале, видоизменяя не только пропорции коронованной фигуры, но и построение всего изобразительного пространства в целом. Поэтому композиция создает атмосферу торжественности, но в тоже время веселья и радостной беззаботности.

Агидель – младшая дочь героя башкирского эпоса Урал-батыра. Живая вода из родника бессмертия перемешалась с её водой, и река бежит, струится, плещется, оставаясь такой же светлой и юной, как тысячелетия назад.

Персонификация водной стихии свершилась и в образе дочери Урал-Батыра Агидели скульптора Юрия Левочкина. Обращаясь к античной пластике, автор осуществил идею «преображения одухотворенного человеческого тела». Классичность этого образа должна восприниматься как воплощение естественного и непосредственного контакта человека с природой, как нечто прямо противоположное всякой обыденности и суетности, несущее в себе простоту и ясность. Сразу же ощущается мягко распространяющийся волнообразный ритм композиции, организующий в пространстве состояние благостного покоя и неги. Выразительный силуэт Агидели, классический стиль, продуманная фронтальная композиция, раскрывающаяся с любого ракурса красоту женского тела, сочетание гладких отшлифованных поверхностей с изображением струящихся элементов напитывают мраморное изваяние текучей гармонией. В композиции, прекрасно вписывающейся в парковый ландшафт, действительно можно уловить обращение автора увидеть в женственности природный родник бессмертия.

Русалка — волшебный персонаж славянской мифологии, дева вод или жена водяного, живущая на дне водоема.

Скульптурная композиция «Русалка» Бориса Сергеева отражает его поэтическое видение мира. Этого автора, так же как и Ольгу Панкратову, привлекают живописность и фактура самого камня, поэтому скульпторы максимально использует его поверхность как дополнительный выразительный элемент в пластическом решении образа. Каменная плотная глыба в трактовке Б. Сергеева, рассчитанная на круговое обозрение, ассоциативно прочитывается как толща мифического водоема – обитель или келья смиренной водной жительницы. А текучая фигура русалки, обозначенная рельефно, лишенная детализации, импрессионистическое преобладание пластической массы, плавные светотеневые переходы передают состояние чудесной встречи с ирреальным потусторонним миром волшебной сказки.

Урал Батыр – герой башкирского эпоса. Обладает исполинской силой, честен и благороден, в борьбе с братом Шульгеном, перешедшим на сторону зла, добывает чудодейственную воду бессмертия из источника Ян-шишма, которую разбрызгивает вокруг себя, и Природа становится бессмертной.

В композиции «Урал-Батыр» круговое пластическое решение дарит зрителю встречу с главными героями легендарного героического эпоса. Основной образ эпоса «Урал-Батыр» – родник с Живою водой Ян-шишма, рельефы Батыра, Хумай, Акбузата, смотрящие из толщи каменной массы, словно проступают из многовековой толщи времени, становясь настоящим мгновением. Простая пластическая трактовка скульптуры, доступные для зрителя изобразительные средства, достоверный «рассказ» призваны, в первую очередь, установить диалог между героями древнего литературного произведения и зрителем, наполняя его общечеловеческими нравственными ценностями. Тем не менее, прочтение скульптурного образа стремится к более обширному философскому звучанию и может отражать, так же как культовое народное предание, идею поклонения природе как проявлению высшего божественного начала.

«Сирин» – в славянской мифологии образ чудесной райской птицы, обладающей чарующим голосом.

Для Валентина Рещикова главной темой творческого пути стало постижение мира как мифа, воплощенного в знаковой реальности. В основе его творчества лежит глубокое понимание духовной культуры Руси, понимание сути традиций народных религиозных обрядов. Поэтому работа над образом Сирина – человека-птицы с головой прекрасной девы – становится для Валентина Рещикова не случайным действием. Птица счастья Сирин, исполняющая вещие песни о грядущем блаженстве, предстает в этой авторской интерпретации как пластический знак, символизирующий женственную сущность, вдохновительницу и охранительницу светлого творческого начала. Но также это произведение вызывает более глубокие литературные ассоциации, связанные с целым миром «Розы мира» Даниила Андреева, где сирины становятся архангелами христианских метакультур.

Акбузат – крылатый богатырский конь, тулпар, помощник и советчик Урал-батыра, родоначальник и покровитель лошадей. Персонаж эпосов «Урал-батыр», «Акбузат».

Антонина Фатхуллина, привыкшая работать с металлом и мыслить авангардными пластическими методами, остановила свой выбор на образе Акбузата. Еще изначально, в стадии эскиза, автором было предложено изображение головы легендарного коня, и на симпозиуме она воплотила свой замысел. Антонина экспериментирует, кажется, этот «ход конем» уже имеет свою историю воплощений и различных интерпретаций. В данном случае, скульптору пришла любопытная идея связать пластическую образность с киклопическими культурами и изваять голову коня-колосса, что ассоциативно дифференцирует время и обнажает в мгновении настоящего связь с архаическими временами. Для закрепления эффекта автор использует на скульптурных объемах фактурную обработку, словно на них оседает «налет времени». В целом, плотный объем начинает терять материальность, создается эффект его бесплотности, эфирного духа, способного раствориться в данном времени и пространстве, и начать свое путешествие в других мирах! Впечатление потрясающее!

Хочется признаться мастерам, принявшим участие в симпозиуме, позволяющем свободно мыслить, экспериментировать и воплощать свои фантастические идеи, в том, что каждое такое произведение, рожденное в условиях вдохновенного творчества, одушевляет даже камень, и, безусловно, одухотворяет окружающую нас жизнь!

Нельзя закончить эссе без заключительных слов Зуфара Сагетдиновича Зиннатуллина, начальника отдела культуры г. Стерлитамака, проявившего огромное участие в работе симпозиума: «Мне кажется очень символичным, что излюбленный семейный праздник «День знаний» стал еще и днем открытия в нашем городе Бульвара современной скульптуры. 1 сентября 2015 года может остаться в городских хрониках культурных событий как дата историческая. Впервые в истории города Стерлитамака, в преддверии празднования его 250-летнего юбилея, мы провели скульптурный симпозиум и оформили центральную городскую аллею десятью мраморными изваяниями.

Хотелось бы выразить благодарность участникам симпозиума, прекрасным мастерам скульптурного искусства, руководителю проекта – члену правления Петровской академии наук и искусств, заслуженному художнику Российской Федерации, известному российскому скульптору И. И. Мельникову, а также всем, кто принимал участие в подготовке и проведении этого художественного праздника».

Лилия Ахметова заведующая Стерлитамакским филиалом БГХМ им. М. В. Нестерова, искусствовед

 

Автор: (22 Сен 2015). Рубрика: Лента новостей, Новость+. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти