Как научить ребятишек любить чтение

Учитель начальных классов гимназии № 2 Наталья Юрьевна Гречко учит ребятишек не просто читать, но и любить чтение. Мама одного юного проказника, который ни за какие сокровища не желал идти в первый класс, не хотел читать и несколько раз прятал букварь в укромное место, рассказывала:
– Не знаю, каким чудом Наталья Юрьевна изменила упрямца. Он теперь даже спать ложится с книжкой.

Об этом чуде мы беседуем с Натальей Юрьевной:

– Никакого чуда здесь нет, просто мы с Мишей поняли, как это интересно – самому читать книги. И если бы папа с мамой вместо компьютерных игр подсунули мальчику книжку, это чудо случилось бы гораздо раньше.

– С какого возраста можно начинать знакомство малыша с книгой?
– С младенчества. Даже грудничкам полезно читать на ночь сказки. Взрослые думают, что в это время детки ещё ничего не понимают, но детские психологи выяснили: у младенцев интенсивно развиваются внимание, память и фонетический слух. Кажется, малыш играет и не обращает на взрослых никакого внимания, на самом же деле он внимательнейшим образом слушает разговор родителей, запоминает и копит новые слова. Мне приходилось наблюдать, как занятый игрушками годовалый малыш пытался шёпотом слово в слово повторить мамину речь, которая в это время разговаривала по телефону. Известно, что маленькие дети, как обезьянки, во всём подражают маме и папе. Если они любят читать, будьте уверены, ребёнок тоже потянется за книжкой. Сначала его привлекут картинки, а потом он будет просить читать по нескольку раз полюбившуюся ему сказку. Выучит её наизусть и начнёт «читать» сам!
Дарите ребёнку красивые книжки. И не пожалейте места в шкафу, пусть у малыша будет своя библиотека.

– А когда нужно начинать обучение чтению?
– Есть расхожее мнение, что раннее обучение лишает ребёнка «радостного детства». Но радостное детство бывает тогда, когда малыш окружён заботливым вниманием и на все свои вопросы он получает ответы. Заметьте, интересные и занимательные ответы.

Ребёнок по природе – исследователь незнакомого ему окружающего мира. Он везде суётся, всё пытается попробовать на вкус, потрогать… Этот дотошный исследователь уже готов к обучению вообще и обучению чтению в частности. Важно не пропустить время, когда малыш хочет всё знать. Но в обучении чтению очень важно, кто учит и как учит. Если это собираются делать родители, то им необходимо овладеть приёмами обучения. Часто удивляются: какие ещё приёмы обучения? Берёшь букварь и учишь! Это ошибочное мнение.

Что касается возраста ребёнка, тут всё индивидуально. Нет никаких чётко установленных возрастных критериев. Кто-то в три года разговаривает – не остановишь, и в книжку тычет пальчик, видя знакомые буквы. А кому-то чтение даётся с трудом и в семь лет. Взрослым нужно усвоить главное правило: никакого давления, нажима – ни словесного, ни тем более физического.
Если видно, что ребёнок легко воспринимает информацию и ему это нравится, то пользуйтесь моментом и начинайте обучать малыша чтению. А если ребёнок замыкается в себе из-за ваших назойливых попыток научить его читать, то немедленно измените тактику, иначе он возненавидит не только чтение, но и учёбу. Ненавязчиво, понемногу, в игровой форме учите маленького человека читать. Будьте терпеливы, и у вас всё получится. Не можете справиться? Тогда доверьтесь профессионалу.

– По научным данным, чтение как ничто другое развивает головной мозг. Подтверждает ли это школьная практика?
– Несмотря на стремительное развитие цифровых технологий, значение чтения по-прежнему огромно. И мне кажется, что во всех смыслах опасно превращать чтение и писание писем в рудимент истории. Увы, сегодня их вытесняют телевидение, компьютерные игры, общение в соцсетях. Психологи уже доказали, что чтение так же полезно для мозга, как физические упражнения для мускулатуры. Чтение, как показывают школьные уроки, – это лучший способ развить творческое мышление, художественное воображение и фантазию. Погружаясь в книгу, читатель представляет себе окружающий мир и героев, изображённых в литературном произведении. Перед его мысленным взором проходят сцены Бородинского сражения, строительства египетских пирамид, покорение Северного полюса и т.д., и т.п. Работает именно его воображение, а не режиссёра фильма или создателя компьютерных игр! Человек без привычки к чтению живёт пустой духовной жизнью – у него ленивый мозг, тусклое воображение, бедная речь.

– Как это предотвратить?
– Не секрет, что читающих детей, как правило, можно отыскать в читающих семьях.

– У вас есть секретные упражнения, которые прививают охоту к чтению?
– У меня секретов нет, но есть твёрдое убеждение: учение – это не работа, а увлекательнейшая игра! Нужно только умело подобрать игровые сюжеты. А их множество. Например, путешествие в сказку. К слову, хочу предупредить предприимчивых пап и мам – при обучении чтению торг не уместен.

– Как это?
– Я имею в виду разные вознаграждения и посулы. Например, папа говорит: «Прочитаешь две главы, получишь 30 рублей – по 15 рублей за одну главу». Когда чтение из творческого процесса превращается в зарабатывание денег, оно, как и всякое искусство, теряет душу, становится противной обязаловкой.

– А Пушкин писал: «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать…».
– Однако сам он писал свои рукописи только по вдохновению. И, как известно, коммерческие проекты его мало вдохновляли.

– Это так. Но давайте вернёмся к нашей теме. Почему некоторые дети даже из читающих семей не хотят учиться читать?
– Потому что ребёнку иногда очень трудно преодолеть психологические барьеры, которые появляются в результате неудачных попыток обучения чтению. Если ребёнок не хочет – это вина взрослых в любом случае.

– Кто виноват, выяснили. А что делать-то?
– Отвечу парадоксом. Учить читать нужно, не обучая этому. Повторяю, самый лучший метод – игра!

– Если ребёнок быстро утомляется, даже играя, например, «в школу»?
– Интеллектуальное утомление вызывают не только чрезмерные умственные занятия, но и недостаточный ночной сон, а также отсутствие дневного сна и прогулок на свежем воздухе. Если вы заметили, что ребёнок утомился во время занятия чтением, немедленно прекратите урок или сделайте длительный перерыв с физкульт-минуткой.

– Какие книжки вызывают интерес у малышей?
– Малышам до пяти лет очень нравятся сказки. Любимую сказку, повторюсь, они знают наизусть, но всё время просят читать её. А если пропустишь хоть абзац, тут же уличат и заставят читать сначала. Они любят сказки «Маша и Медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Колобок». Ребятишкам с пяти до семи лет очень нравятся сказки Андерсена, рассказы о животных Виталия Бианки и Яна Грабовского, «Приключения Незнайки», «Волшебник Изумрудного города».

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (7 Окт 2015). Рубрика: Главное, Лента новостей, Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти