О доступной среде и инклюзивном образовании

На днях городской координационный совет по делам инвалидов обсудил проблемы профориентационной работы с детьми-инвалидами и ход реализации программы «Доступная среда» в образовательных учреждениях Стерлитамака.

Инвалидность не должна быть препятствием для человека, стремящегося стать полноправным членом общества. Бесспорно, для этого нужны немалые усилия и самого человека, и государства, и общества. В целях профессиональной ориентации и психологической поддержки детей-инвалидов отдел образования администрации городского округа проводит совместную работу с центром занятости, управлением социальной защиты населения, с отделом по делам молодёжи, с учреждениями профессионального образования.

Так, несмотря на существенные изменения в системе профессионального образования, в городе по-прежнему имеются широкие возможности для получения рабочих профессий, среднего и высшего образования (в том числе, конечно, и для детей-инвалидов).

– Если говорить о профориентационной работе с детьми-инвалидами в образовательных учреждениях, то можно начать с результатов поступления выпускников специально-коррекционных школ, – утверждает ведущий специалист отдела образования Н.Х.Касимова. – Из 16 выпускников 9 класса коррекционной школы первого вида 15 поступили в колледжи, один работает. Из 29 выпускников 12 класса коррекционной школы восьмого вида 18 продолжили образование в профессиональных лицеях.
Знакомство с различными профессиями идёт и на предметных уроках, и на классных часах. Индивидуальные и групповые консультации обучающихся по выбору профиля обучения, психологические тренинги, анкетирование, экскурсии, встречи с представителями профобразования, ярмарки учебных мест, участие в днях открытых дверей, проводимых в учреждениях профессионального образования, компьютерное тестирование обучающихся, проводимое совместно с центром занятости населения, общешкольные тематические родительские собрания с приглашением специалистов – все эти формы работы стали традиционными.

Координационный совет отметил только заметно снизившуюся заинтересованность в профориентационной работе с молодёжью самих промпредприятий, что, по общему мнению, необходимо срочно поправлять.

По свидетельству методиста информационно-методического центра Л.А.Шестаковой, у нас в городе две школы (№№ 12 и 30) были включены в план реализации государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы. На условиях софинансирования (муниципальный бюджет 53 процента + федеральный бюджет 47 процентов) образовательные учреждения получили по 2 млн 261 тысяче рублей. В зданиях были созданы условия для пребывания детей-инвалидов: широкие дверные проёмы в учебных кабинетах и специализированных помещениях, сделаны специальные поручни в коридоре и на лестницах, установлены пандусы на входе и откидные пандусы внутри здания (для спуска в столовую), специальными приспособлениями оборудованы санитарно-гигиенические комнаты, закуплены специальные парты с выемкой и регулируемой высотой, в аудиториях установлены столы, к которым можно свободно подъехать на коляске.

В школах приобретены мультимедийные доски, а в школе № 30 – и аппаратно-программный комплекс для детей с ОВЗ, аппарат с функцией коррекции речи (говорящий компьютер); в школе № 29, к примеру, появились планшеты. Для слабовидящих детей приобретена специальная компьютерная клавиатура с крупными кнопками, а для детей с ДЦП – джойстик для компьютера; установлено и специальное оборудование в зале лечебной физкультуры.

В школах №№ 32 и 35 закупили подъёмники для инвалидов-колясочников, подъёмник в школе № 32 опробовал наш прославленный паралимпиец, депутат Госсобрания – Курултая Республики Башкортостан Ирек Айратович Зарипов, проверяющий эффективность израсходованных средств на организацию доступной среды для детей-инвалидов.

Сегодня инклюзивное образование обеспечивается уставами школ, программами коррекционной работы, нормативно-правовыми документами, положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме, имеющемся в каждой школе. Кроме того, разработаны индивидуальные учебные планы для детей-инвалидов и заключены договоры с родителями на оказание образовательных услуг, о сотрудничестве с учреждениями здравоохранения, с дошкольными образовательными учреждениями, с учреждениями дополнительного образования. Профессиональные услуги детям-инвалидам оказывают штатные педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог и – по договору с медицинским учреждением – медицинский работник.

В прошлом году школы №№ 20 и 29 получили на условиях софинансирования средства для создания доступной среды, а в текущем году – ещё четыре школы (правда, в размере существенно меньшем). Многие педагоги города прошли курсы повышения квалификации по программе инклюзивного образования. На базе первого класса школы № 17 открыта республиканская пилотная методическая площадка (в республике всего три такие площадки). Но многое, конечно, ещё предстоит сделать…

В завершение координационный совет заслушал доклад директора центра занятости населения С.В.Щипакина о выполнении предприятиями и организациями приказа Минтруда РБ по квотам на трудоустройство инвалидов, отметив, в частности, что сегодня в центре занятости имеются 438 вакансий для инвалидов, однако они, хотя и встают на учёт, на работу зачастую не рвутся…

Автор: (20 Ноя 2015). Рубрика: Лента новостей, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти