Хлеба и зрелищ

Дорогие читатели!

Завтра вся страна будет отмечать достаточно юный по историческим меркам государственный праздник – День народного единства. Взамен идеологически устаревшего 7 ноября уже 10 лет подряд празднуется 4-е – в память о народном ополчении против польской интервенции. В 1612 году вне зависимости от вероисповедания и социальной принадлежности тысячи людей поставили интересы своего государства выше личных и сообща двинулись в Москву спасать страну от прелестей Смутного времени.

Некоторые историки видят в этом факте зарождение истинной гражданственности – основы гражданского общества.

Человечество с самой колыбели особенно чтило традиции и ритуалы. Праздники, как правило, были религиозными и зачастую связывались с удачными днями охоты или работами на земле. С появлением государственных институтов возникла потребность эту государственность артикулировать, праздники получили новую смысловую надстройку – свободы, равноправия, победного единения. Сущность таких торжеств заключается в незыблемой цепи времён: прошлые победы с каждым годом звучат всё более однозначно, тень славных подвигов покрывает день сегодняшний и будущее уже не представляется враждебным: народ, победивший неравенство – фашизм – интервенцию – монархический строй (нужное подставить), ждёт распрекрасное завтра.

Погружаясь в ежедневные заботы, мы спешим на работу, затем домой, голова занята обустройством частных дел, и найти время задуматься «о судьбах моей Родины» мало кому удаётся. И тогда в дело вступают государственные праздники – эдакий эмоциональный камертон, по которому в обществе выравниваются умонастроения. Общие ценности и привычное отношение к славному прошлому объединяют людей, стягивают поколения в один народ.

День штурма московского Китай-города для российской государственности имел колоссальное значение не только потому, что народ сумел выгнать польских захватчиков и освободить бояр из плена, но и потому, что ополчение 1612 года положило конец Смуте: во главе Русского государства встал первый Романов, основавший династию монархов, процарствовавших до 1917 года.

Князь Пожарский прибыл в Москву с Казанской иконой Божьей Матери, впоследствии Алексей Романов объявил этот день праздничным в честь святыни. В православном календаре эта дата существует до сих пор. Возможно, поэтому Межрелигиозный совет России предложил 4 ноября в качестве новой даты, закрывающей смысл насильственного захвата власти большевиками в день октябрьского переворота 1917 года. Некоторые эксперты полагают, что в качестве перспективной альтернативы давнишней истории с поляками можно было бы выбрать викторию русского народа над наполеоновской Францией в более близком 1812 году, но, дескать, десять лет назад отношения с французским президентом были прекрасными, потому праздновать стали победу народного ополчения.

В жизни современного человека мирно сосуществуют как религиозные (Ураза, Курбан, Пасха, Рождество, Ханука, Шабат), языческие (Сабантуй, Масленица, Хэллоуин), профессиональные (День журналиста, ракетных войск и артиллерии), так и официальные государственные праздники. В нашей голове эти даты не смешиваются и не противоречат друг другу. И праздничный стол, который накрывается практически в каждой семье, протягивается по всей стране несколько раз в году – на Новый год, в День Победы, на 8 Марта, 23 февраля… Станет ли День народного единства ещё одним вкусным праздником, покажет время, но свой стол я накрою.

Автор: (3 Ноя 2015). Рубрика: Колонка редактора, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти