Каучук из одуванчиков. Будущие химики получили шанс испытать себя в деле

Почему люди, имеющие представление о типах кристаллических решёток и о том, зачем нужен электролиз, увереннее и удачливее остальных? Какие уникальные возможности открыты для молодых химиков в нашем городе? И отчего каждому из нас полезно хоть иногда заглядывать в учебник по науке о превращении веществ?

ЛАБОРАНТУ НЕЗАЧЕМ ОГОРЧАТЬСЯ

Утро. Лабораторный корпус Стерлитамакского филиала УГНТУ. Второй, экспериментальный тур регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии (днём раньше на базе лицея-интерната № 2 был теоретический тур). Школьники, улыбчивые, взволнованные, невозмутимые, ручейками растекаются по аудиториям. В белых халатах они похожи на младших научных сотрудников какого-нибудь НИИ. Воображение не буйствует, просто на этих старшеклассников невольно глядишь с надеждой. Это они, услышав слово «моль», сначала подумают о количестве вещества, и только потом о прожорливом существе из шкафа. Это они умеют окрашивать пламя в синий цвет, из мыла запросто могут смастерить свечу, а из сока одуванчика получить натуральный каучук. Но сейчас – время опытов, максимально приближенных к производственным реалиям. Одиннадцатиклассники, например, заняты комплексонометрическим титрованием. Кстати, о халатах, которые так идут школьникам: их перед олимпиадой выдают всем, но некоторые ребята отказываются: они приехали со своими, «счастливыми».

«Лаборант, разлив по склянкам растворы кислот, обнаружил, что забыл наклеить на них этикетки. Лаборант не огорчился, так как у него был реактив…». Десятиклассники идут путём лаборанта из задания. Вот девочка с толстой косой вливает реактив в бюретку и по каплям добавляет его в исследуемый раствор. Бесцветная жидкость в колбе становится ягодно-красной. Впереди – составление пропорции, вычисление количества вещества, запись уравнения реакции…

Организаторы олимпиады признаются, что особую ответственность чувствуют за девятиклассников. Им и их работам уделяют максимум внимания, чтобы дети не потеряли интерес к химии, а мир – будущих химиков. Несколько лет назад к олимпиадным опытам допускались «избранные» – набравшие самые высокие баллы в первом, теоретическом туре. Школьники отстаивали у жюри каждые полбалла – бились за право испытать себя в реальном деле. С 2011 года экспериментальный тур проводится в СФ УГНТУ для всех участников. Некоторые ребята из отдалённых районов благодаря олимпиаде впервые берут в руки пипетку Мора и видят собственными глазами штатив с пробирками. В родной школе у них просто нет этого оборудования. И если человеку понравится колдовать над колбами и реагентами, он будет одним из тех счастливчиков, кто осознанно выбрал себе профессию.
– Дети каждый год нас удивляют, обязательно кто-то использует альтернативные варианты определения веществ, – предвкушает итоги сегодняшних опытов Л.Р.Асфандиярова, член жюри, заместитель зав.кафедрой общей химической технологии, к.т.н., доцент СФ УГНТУ. – Они действительно талантливы, работают с вдохновением.

– Что такое талант в химии?
– Это способности, данные свыше, плюс огромная работа: у таких детей обычно всё в порядке с математикой, физикой, биологией и экологией. На школьный курс химии отведено немного часов, и олимпиадники, не получая ответы на свои вопросы, ищут их, не останавливаются. У них пытливый ум, при решении задачи они демонстрируют нестандартный подход. Хочется верить, что эти ребята останутся учиться и работать в Стерлитамаке. В городе большой химии у них большое будущее.

УСПЕХ КАК ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ

Нефтяные котировки падают, но специалисты в области нефтепереработки будут востребованы всегда. Такие олимпиады, как сегодняшняя, – катализатор карьеры:

– Шестой год республика доверяет нам проводить экспериментальный тур олимпиады. Этому способствуют развитая инфраструктура и кадровый потенциал вуза: половина жюри – профессорский состав УГНТУ, – говорит председатель жюри, директор СФ УГНТУ, д.т.н. Р.Р.Даминев. – С прошлого года расходы по экспериментальному туру взяла на себя Башкирская содовая компания, наш надёжный партнёр. Олимпиада интересна всем: БСК, поддерживая одарённых ребят, создаёт будущий кадровый резерв, а мы пропагандируем химию как науку, чтобы обучать ребят для производственного сектора экономики. Подготовка технических кадров, как известно, – стратегическая задача страны. Совместно с отделом образования и БСК мы создаём интеграцию в системе образования. Для наших студентов регулярно проводятся дни карьеры – мы фактически берём на себя распределение выпускников (государственной системы распределения, как известно, нет). У нас трудоустройство стопроцентное. Стерлитамак – крупный промышленный узел, и он свои функции образовательного и технического центра полностью выполняет – молодёжь видит перспективы для себя. Время показало: если мы сами не будем производить максимально широкий круг продукции, страна не сможет существовать. Благодаря тесному сотрудничеству вузов и предприятий эта работа будет иметь успех. УГНТУ и БСК создают образовательный кластер, охват будет впечатляющим – от обучения рабочим профессиям до подготовки инженеров, специалистов высшей квалификации. Думаю, в ближайшее время эта схема будет запущена. Современные реалии таковы, что мы не можем друг без друга – система образования и производство. А сегодняшняя олимпиада – это праздник науки. Подходящий случай для ребят, чтобы оценить свои возможности для самореализации в дальнейшем. На участников олимпиады обращены взоры всей республики, они понимают, что нужны стране. Это наша достойная замена.

ОТ ПОЛИМЕРОВ – К ЧЕЛОВЕКУ

На эксперимент (фактически мини-исследовательскую работу) школьникам отведено пять часов, но многим оказалось достаточно половины этого времени. Ребята недовольны собой: говорят, ожидали от себя большего. Но знают, что в следующий раз всё получится и что химия – это для них. И делятся своими размышлениями о ней. Так, десятиклассницу Гульназ Султанову из Салавата интересует химическое производство:

– Химия – самая нужная и востребованная наука. Чтобы что-то создать, изобрести, запустить любой процесс – нужно знать свойства материалов.

– Мне интересна биологическая химия: мы сами состоим из органических полимеров, – говорит Ильдар Бигушев, 15-летний ученик БЛИ № 3 (скоро станет известно, что он стал призёром). – И вся наша жизнь – химия. Почему, например, нельзя долго ходить голодным? Соляная кислота в составе желудочного сока начинает разъедать слизистую желудка, отсюда гастриты и язвы. Или ещё пример: люди любят удобрять растения минеральными веществами. Но такие удобрения – это неорганические соли, и если ими злоупотреблять, растения погибнут: они не смогут поглощать воду из-за высокой концентрации солей в почве… Я уверен: химия изменит мир к лучшему. Я изучаю её, чтобы стать врачом и спасать людей.

От сегодняшних и завтрашних химиков узнаю много интересного. Скажем, китайские игрушки зачастую имеют резкий запах из-за содержащихся в них пластификаторов, например, фталатов. Они вредны для слизистых оболочек и, накапливаясь в организме, могут вызвать рак. Вообще-то, в наш век полимеров хорошо бы хоть немного в них разбираться. Например, перед тем, как налить горячий чай в пластиковый стаканчик, следует взглянуть на дно: если видите значок «PS», от такой посуды лучше отказаться: стаканчик изготовлен из полистирола, который при нагревании выделяет вредные вещества. А значок «PP» означает «полипропилен», он безвреден.

Химия – наука смелых. Неорганическая бумага, «стеклянная сталь», топливо из водорода – чем бы юные химики ни занимались, всё это – ради человека. Они не заглядывают в будущее – они его создают. Пожалуй, самая грандиозная необратимая реакция.

 

Олимпиада в цифрах

В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии среди учащихся 9-11 классов участвовали 180 учащихся из 44 муниципальных образований Республики Башкортостан. По итогам теоретического и экспериментального туров были определены 20 призёров и три победителя. Победителями регионального этапа олимпиады стали Айдар Салаватов (республиканский башкирский лицей-интернат г.Уфы, 9 класс), Данис Сафиканов (гимназия № 2 г.Стерлитамака, 10 класс), Глеб Ибрагимов (лицей № 1 г.Салавата, 11 класс). Восемь призёров – стерлитамакские школьники.

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (28 Янв 2016). Рубрика: Главное, Лента новостей, Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти