Оттоюшминальда

Дорогие читатели!

13 февраля 1934 года был раздавлен льдами легендарный пароход «Челюскин». В те годы существовала мечта – пройти Северный морской путь за одну летнюю навигацию, соединив тем самым восточную и западную границы СССР. Это бы открыло новые возможности для движения морских караванов на Дальний Восток. Двумя годами ранее ледокол «Александр Сибиряков» сумел преодолеть опасности полярной экспедиции и доказал, что такое путешествие возможно. Однако ледоходы не годились для перевозки больших грузов. И тогда пароход «Челюскин», возглавляемый полярным капитаном В.И.Ворониным и начальником экспедиции членом-корреспондентом АН СССР О.Ю.Шмидтом, взял на борт 112 человек и направился из Ленинграда во Владивосток по Северному пути. Направился с очевидным опозданием – в середине июля 1933 года. Среди пассажиров находились не только члены экипажа, но и исследователи, журналисты, художники… Даже на взгляд простого обывателя, экспедиция «Челюскина» была странной. Видимо, энтузиазм и уверенность в своих силах были настолько велики, что прокладывать Северный морской путь отправились женщины и даже дети. Более того, жена геодезиста Васильева родила девочку прямо во время экспедиции!

Русский «Титаник» – «Челюскин» затонул. При более удачном стечении обстоятельств пароход бы сумел преодолеть пару миль и добраться до чистой воды. Однако льды увлекли судно в другом направлении, и пароход был раздавлен и затонул в Чукотском море. Люди успели перенести на лёд строительные материалы, средства связи и припасы. Кинооператоры до последнего фиксировали гибель корабля.

Спасение челюскинцев стало общемировым событием. Полярная авиация только набирала обороты, и вызволение людей в условиях Крайнего Севера было практически делом безнадёжным. Пассажиры и экипаж затонувшего судна в три смены расчищали лёд, преображая его в посадочную полосу. Ветер ломал льдины, приходилось вновь и вновь находить подходящие площадки. Спустя три недели после крушения сумели вывезти женщин и детей. Через два месяца все члены экспедиции, за исключением погибшего завхоза Могилевича, были спасены. Первые звания Героев Советского Союза были присвоены как раз тем лётчикам, которые вызволили челюскинцев из ледяного плена. В течение двух месяцев, пока шла спасательная операция, челюскинцы слушали лекции по философии Шмидта, даже выпускали свою стенгазету. Последним льдину покинул капитан Воронин. Уже на следующий день разбушевавшаяся стихия разметала лагерь Шмидта.

Челюскинцы стали очень популярны – в их честь называли детей, улицы и городские проспекты. Из «Отто-Юльевич- Шмидт-на-льдине» родилось имя – Оттоюшминальда. Как и любое значимое историческое событие, трагедия и спасение челюскинцев получили полярные оценки по всему миру. Одни видели в экспедиции неудачу, другие – триумф человеческой воли. Но если уйти от политической интерпретации, выходит, история челюскинцев – прекрасный образец того, как люди помогали, заботились друг о друге, обретали смысл своей жизни вновь и вновь, каждый день. Эта взаимовыручка, умение подняться над внешними условиями спасла жизнь многим заключённым в нацистских концлагерях. По признанию психотерапевта Виктора Франкла, сумевшего выжить в фашистских лагерях, мужество жить определяется только верой в смысл собственной жизни, который необходимо ежедневно открывать в себе.

Автор: (13 Фев 2016). Рубрика: Колонка редактора, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти