Писатель по выходным

Дорогие читатели!

19 февраля умер итальянский философ и писатель Умберто Эко. Ему было 84 года. В мир прозы Эко пришёл довольно поздно: первая его книга – «Имя розы» – была написана, когда автору было уже 48 лет. Цифры отзеркалили – финальная точка в его персональном Тексте поставлена в 84. За всю жизнь Эко написал семь романов и называл себя писателем выходного дня, потому что большая часть его времени была посвящена философии, языкознанию, семиотике и средневековой эстетике.

«Имя розы» – роман, чья философская канва доставит удовольствие любому высоколобому интеллектуалу, а детективная история с лёгкостью захватит внимание массового читателя. Система двойного кода, когда один и тот же текст прочитывается разными людьми по-разному в смысловом отношении, но одинаково интересно в сюжетном, – примета настоящих произведений, бережно воспитывающих читателя. По мысли автора, читать детектив или же Платона – всего лишь вопрос привычки.

Когда я думаю о таких людях, как Умберто Эко, меня всегда поражает то, как много они успевают и как высок уровень их компетентности. Казалось бы, целой жизни не хватит разобраться в эстетике Средневековья, структурализме Джеймса Джойса или семиотике текста. Ироничный взгляд на мир должным образом искривляет угол зрения, стилистика автора от того обретает новое качество – и остаётся всего лишь полшага, чтобы пригласить своего читателя в соавторы. Так появляется теория Эко об открытом произведении. «Вечный фашизм», «Как написать дипломную работу», «Шесть прогулок в литературных лесах», работы по поэтике киношного и книжного мира Джеймса Бонда написаны увлекательно, и читать их – одно удовольствие.

Рождественское письмо внуку «Учи наизусть» Умберто Эко в своей внутренней иерархии подобных текстов я ставлю в один ряд с «Речью на стадионе» Иосифа Бродского перед выпускниками Мичиганского университета и «Советами выпускникам» Марии Шимич. «Память подобна мускулам твоих ног, – пишет Эко. – Если ты её перестанешь упражнять, то она станет дряблой, и ты (будем говорить без обиняков) превратишься в идиота. Кроме того, все мы в старости рискуем заболеть болезнью Альцгеймера, и один из способов избежать этой неприятности заключается в постоянном упражнении нашей памяти».

Эко был очень книжным человеком. Тех, кто видел видеоэкскурсию по его домашней библиотеке, уже вряд ли удивишь ещё какой-либо частной коллекцией книг. Философ был уверен, что нечитающий человек проживает одну жизнь, а прочитавший массу книг – множество. Мысль, конечно, не оригинальна, но с точки зрения смерти даёт надежду и представляет собой расходящиеся тропки вариантов твоей жизни. Умберто Эко умер за работой, и его компьютер выключили совсем недавно.

Культура нашего времени дискретна и всегда словно оборачивается на старые темы и сюжеты, и феномен Умберто Эко в том, что в своих текстах – художественных и научных – он, напротив, пристально вглядывается в прошлое и слегка оборачивается в будущее. Этим смысловым полуоборотом итальянский философ соединяет бесчисленное множество страничек-лепестков, даёт им имя и затягивает читателя в воронку старых и новых знаков. И делает это так умело, что мы принимаем реальные выдержки из средневековых хроник за пышную стилизацию, а выдуманные в 20 веке отрывки – за уникальные свидетельства из древних книг. И смерть автора здесь – в наш медийный век новая жизнь: уже известно, что с изданием последней книги Эко поспешат, и она выйдет в свет на три месяца раньше назначенного срока. Издатели торопятся, потому что смерть философа принесла новую волну читательского интереса, а значит, у нас появится больше шансов интереснее прожить свою жизнь.

Автор: (27 Фев 2016). Рубрика: Колонка редактора, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти