Где начинаются проблемы?

Сегодня нет людей, которые не имели бы проблем. Вопрос не в том, чтобы их не было, жизнь – штука динамичная и непостоянная. По этому поводу в буддизме сказано: «…высятся холмы, как тени, и текут из формы в форму, и ничто не постоянно». А значит, всегда что-нибудь да «выскочит из-за угла», и вопрос в том, умеем ли мы разрешать свои проблемы. Кстати, мне не нравится слово «проблема», оно кажется какой-то зловещей, тяжёлой, неизменной, давящей данностью, справиться с которой трудно, а порой и невозможно. Я бы говорил о решении возникших затруднений. Трудности временны, а значит – разрешимы.

Так что же нужно делать, чтобы разрешать затруднения?

Во-первых, необходим чёткий ответ на вопрос «Чего ты хочешь?». Затем следует обозначить пути решения трудностей. Чем больше здесь вариантов, тем лучше.

И, наконец, действие: выбрав наиболее приемлемый для вас вариант, начинайте его воплощать.

Вроде на словах всё просто, но, как показывает практика, тяжело в исполнении. Почему?

Чтобы понять, чего он хочет, человек должен знать себя. Кто он? Какой он? Зачем ему это нужно? Следует учесть свои слабые и сильные стороны, чтобы правильно и адекватно рассчитать силы и возможности. И тут человек сталкивается с первой преградой, когда начинают возникать мысли: «Я думаю о себе не то, что думают обо мне другие», «Я не знаю, чего хочу» или «Я много чего хочу». Таким образом, появляется путаница в образе «Я», уходит время, упускаются возможности.

Образ себя формируется с детства благодаря родителям, близким и друзьям. Чем адекватнее и реалистичнее оценка, тем точнее образ (насколько это возможно), чем больше даётся возможностей себя проверить и реализовать, тем скорее подтверждается образ и утверждается уверенность в себе, это в идеале. Что же мы имеем в реальности? Матери чаще всего в попытках защитить ребёнка, уберечь, огородить его от неприятностей начинают всячески ограничивать его под святым предлогом заботы о чаде: «Я лучше знаю, что тебе надо…», «Делай то, не делай это…», «Ты такой или такая…». В результате ребёнок путается, кто он и какой он. Я привёл пример с мамой, а теперь добавьте сюда папу, бабушку, сестру, воспитателей и педагогов. В итоге ребёнок чувствует одно, но слышит другое, не соответствующее его ощущениям. Вот тут и закладывается невротическая беда. Не только чрезмерно ограничивая, но и принимая решения за ребёнка, мы ломаем его волевой аспект. А когда подобная тенденция не ограничивается детством, но продолжается и в более зрелом возрасте, уничтожаются последние остатки самостоятельной личности. Формируются страх, тревожность, неуверенность и нерешительность, человек становится зависимым и неспособным принимать самостоятельные решения, разбираться в проблемах. Проблемой становятся любая ситуация, любая мелочь. Кому интересен и нужен такой человек? И тут мы начинаем бегать по врачам в надежде найти спасительную таблетку или чудо-психотерапевта, который восстановит сломанную нами личность и исправит наш брак.

Я не говорю, что не следует защищать и оберегать ребёнка. Просто надо делать это аккуратно и своевременно, постепенно подготавливая его к будущей самостоятельной жизни, поэтапно прививая необходимые навыки, а не жить за него или подгонять его жизнь под свою.

Чтобы найти варианты решения трудностей, нужно иметь достаточно гибкое мышление, багаж знаний и опыта, уметь прогнозировать возможные последствия. Сознательные пробы реализации себя начинаются с подросткового периода – это снова в идеале. Если у ребёнка к этому возрасту сформирован комплекс неполноценности, его мышление становится ригидным (неподвижным) и категоричным (узконаправленным). А значит, ему тяжело предполагать какие-то другие варианты, в итоге он многое упускает из виду. Увеличивается возможность ошибиться, что впоследствии непременно пополнит «копилку» ущербных утверждений типа: «Я – бестолковый», «Я ничего не могу», «У меня ничего не получится».

(Продолжение статьи вы можете прочитать в газете “Стерлитамакский рабочий” от 22 июня 2016 года)

И.Курманаев, медицинский психолог

Автор: (22 Июн 2016). Рубрика: Здоровье, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти