Архимандрит Симеон: “Нужно очень потрудиться, чтобы стать человеком”

27 июня перестало биться сердце замечательного человека, доброго пастыря, яркого талантливого богослова архимандрита Симеона (Кувайцева). Благочинному монастырского округа Уфимской епархии, настоятелю Михайло-Архангельского храма посёлка Рощинский было 62 года.

Отпевание и погребение отца Симеона состоялось двумя днями позже в Покровском мужском монастыре Салаватской епархии. Чин отпевания возглавил глава Башкортостанской митрополии, митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон. Проститься с отцом Симеоном приехали несколько сот человек из Уфы, Стерлитамака, Магнитогорска, Екатеринбурга и других городов. Их горе казалось безутешным.

С отцом Симеоном мы общались более двадцати лет. Он был моим духовником и одним из самых любимых собеседников. Его размышления о мире, Боге и человеке не раз публиковались на страницах нашей газеты. Этой весной мы встретились в очередной раз в больничной палате, где отец Симеон проходил реабилитацию после операции. Сегодня, на девятый день после его безвременной кончины, я предлагаю читателям текст нашей последней (если б знать об этом тогда!) беседы.

– Отец Симеон, в своих проповедях вы часто говорите о том, что человеком мало родиться, надо попытаться им стать…

– Существует несколько мифологем, связанных с этой темой. Первая из них заключается в том, что многие считают детей сущими ангелами.

– А разве это не так?

– На самом деле я не разделяю людей на детей и взрослых. Просто есть человек и есть животное. Человек рождается животным, а не ангелом: он ещё ничего не умеет, обладает только сосательным инстинктом, а уже способен вить верёвки из матери.

Обратимся к Священному Писанию. Почему отпал сатана? Известно, что сотворение мира началось с сотворения ангелов. Сотворив человека, Бог приставил к нему пару сонмов ангелов и велел им поклоняться ему. Сатана, позавидовав человеку, от поклонения ему отказался. Конечно, Библия не открывает нам тайн сверхъестественного мира, вернее, открывает в той степени, в какой нам это необходимо. Так вот, нам необходимо уяснить, что превращение из рождённого на белый свет существа в человека – процесс сложный и болезненный.

– Что же может сделать человека человеком?

– Есть такое выражение: «Богу содействующу». Именно Бог помогает нам становиться людьми. Это как плыть против течения по горной речке: чем больше сила сопротивления, тем крепче и выносливее дух. Человек – существо не естественное, не противоестественное, скорее, сверхъестественное. И возможности его велики необычайно. Только надо работать над собой, воспитывать себя. Каждый из нас корнями уходит в естество, в мать-природу. Но если плыть по течению, то только в пропасть и угодишь. То есть в неё, в мать-природу.

Однако человеку почему-то всегда хочется вверх, к снежным вершинам. Нам хочется обмануть нашу природу, хочется летать, хотя наш организм для такой жизни совсем не приспособлен.
Если честно, мне кажется, что эволюции никакой не было – человек взят из праха земного. Мать-природа рождает дитя, животное, а Бог-отец делает его человеком. Господь в своём откровении о человеке учит нас, что человеческий образ дан в потенции, не актуализирован человек в человеке. Процесс становления так тяжек, что без содействия Божьего актуализация просто невозможна.

Я крестился сорок лет назад, и это был осознанный процесс. Меня всегда волновали вечные вопросы – и тогда, когда я был атеистом, и тогда, когда оставался некрещёным. В поисках ответов на эти вопросы я сделался завсегдатаем салаватских библиотек. Обожал два рода книжек – фантастику и атеистическую литературу, последняя и укрепила меня в вере в Бога. Читал все дни напролёт, читал по ночам с фонариком под одеялом, соблюдая конспирацию. Я размышлял о том, что такое милосердие, справедливость, душа, сознание…

И пришёл к выводу: наука не может достучаться до каких-то вещей, а святые отцы много веков учат нас тому, в чём разница между человеком и животным. Человек состоит из тела, души и Духа. Дух – частица Божья в человеке – и есть то главное, что отличает его от животного. Краеугольное поведение человека – это ответственность. Повторяю, ответственность, а не вина.

– А любовь?

– И, конечно, любовь. Но не как ощущение, не как эйфория, а как деятельная забота. Вот, кажется, Господь требует от нас вещей сверхъестественных – любить врагов наших. Если любовь – состояние эйфории, то мы вряд ли будем испытывать приязнь к тем, кто нам глубоко антипатичен. Бог действует так, чтобы к большей высоте нас привести. Но и мы должны для этого потрудиться.

– Карабкаясь вверх, как не сорваться вниз?

– Да, взлётов у нас гораздо меньше, чем падений. Это я исходя из собственного опыта говорю. Падение – грех, вернее, то, что мы называем грехом. Можно назвать это болезнью. Но разве человек, существо ответственное, не виноват в собственной болезни? И тут возникают те самые критерии добра и зла. Для кого-то грех неприемлем, а большинство, совершая греховный шаг, рассуждает примерно так: «И что тут такого?! А, без разницы!..». Подростковый нигилизм – этой болезнью, по-моему, болеет всё человечество.

 

(Продолжение статьи вы можете прочитать в газете “Стерлитамакский рабочий” от 5 июля 2016 года)

Автор: (6 Июл 2016). Рубрика: Главное, История. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти