Натюрморт как отражение жизни

В городской картинной галерее до конца июля будет работать замечательная выставка башкирского натюрморта. Замечательна она тем, что являет собой ретроспективную картину развития этого жанра в нашей республике, начиная с 20-х годов прошлого века.

Обязаны мы этим главному хранителю фондов Нестеровского музея Валентине Сорокиной, которая не только сформировала эту уникальную, состоящую из 74 полотен выставку, но и включила в экспозицию работы стерлитамакских художников.

Вместе с директором галереи Лилией Ахметовой проходим по залам. Первая остановка – у полотна одного из основоположников башкирской живописи Ивана Урядова. Его работа «Натюрморт. Цветы», датированная 1946 годом, – напоминание пережившим войну людям о мирном быте, о довоенной жизни, в которой было так много милого сердцу.

Рядом «Натюрморт» Сергея Краснова, написанный в 1996-м. Метафоричность этой картины связана с перестройкой мировоззрения россиян в начале 90-х.

Многое говорит об авторе и времени, в котором он живёт, и натюрморт Рашита Хабирова «Раскрытая книга» (на снимке). Лежащие на стуле рядом с книгой конверт с засохшим пшеничным колоском, часы, ключи, мелкие монеты и висящие на спинке стула джинсовая куртка с вышитой косовороткой символизируют некую перекличку эпох и стилей жизни – деревенского и городского.

Натюрморт Р.Хабирова «Завтрак» показывает жизненное пространство русского человека, его скромность и жизнестойкость. В то же время возникает аналогия с голландским натюрмортом – здесь та же скрупулёзность, точность в изображении деталей и предметов.

Широко представлены на выставке натюрморты известного башкирского живописца Фёдора Кащеева – «Глицинии», «Солнечное утро», «Цветы и малина», «Август», «Натюрморт с цветком курая». Автор изображает быт простых людей, живущих тихими повседневными радостями.

Фундаментальный образ хлеба как основы основ нашего существования мы видим на полотне представителя «сурового» стиля Ахмата Лутфуллина «Хлеб» (1966 год). Для этого художника характерны лаконизм, простота и вместе с тем многозначность изобразительного языка.

«Зимнее окно» Бориса Домашникова, написанное в 1960-м, говорит о предчувствии оттепели: за окном – мороз, а на подоконнике цветут весёлые цветы, предвещающие скорую весну.

– Натюрморт – жанр вроде неказистый, но динамично развивающийся, – замечает Ахметова. – В нём очень тонко угадывается настроение эпохи. Форма здесь выступает как своеобразный код времени.

(Продолжение статьи вы можете прочитать в газете “Стерлитамакский рабочий” от 12 июля 2016 года)

Автор: (12 Июл 2016). Рубрика: Крупным планом. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти