История с историей

С.С.Кочережко – учитель истории и обществознания из Самары стал первым и произвёл настоящий фурор на Всероссийском конкурсе «Учитель года-2015». Его инновационные методики и оригинальный подход к преподаванию истории заинтересовали педагогическую общественность России. В Стерлитамакской школе № 31 состоялся круглый стол «Проблемы и задачи современного исторического образования» с его участием, где молодой педагог начал разговор с обсуждения …свободы учителя.

– Свобода учителя, – сказал Сергей Сергеевич, – закреплена в Законе «Об образовании». Никто не отменял разнообразные методические пособия, научные исследования и т.д. На уроке можно преподнести гораздо больше материала, чем это даётся в учебнике. Учебник – хорошее чтение дома. Это – минимум, о котором договорилось общество, и где есть самые распространённые классические оценки исторических фактов. Плюс учебника в том, что он может возбудить у ребят интерес к исследованиям, где один и тот же факт трактуется с иных позиций. У меня в отношении учебников есть две надежды. Во-первых, что их материалы не станут истиной в последней инстанции, которые необходимо повторять и заучивать. Этого ни в коем случае нельзя допускать. Во-вторых, благодаря учителю дети опять-таки заинтересуются дополнительными источниками, которые позволят немного по-другому посмотреть на информацию, изложенную на страницах учебника.

У меня на уроках учебник не является основным источником знаний. Только в пятом классе мы иногда читаем его вслух. Учимся понимать, о чём там говорится.

Сторонники традиционного образования выразили несогласие. На их резонный вопрос о программе и подготовке к ГИА и ЕГЭ был дан ответ:

– Рамки подготовки к ГИА и ЕГЭ во многом формализуют образовательный процесс. На первый план выдвигается задача – дать необходимый материал для того, чтобы ученики могли успешно сдать государственные испытания. Надо уходить от этого. Главная задача – это не только сдать историю, но и понять прошлое своей страны. Поэтому на уроках мы стараемся подобрать не самые известные, а самые интересные факты для того, чтобы посмотреть на традиционную канву событий с необычной стороны. Детям нравится, когда прописанные в учебнике истины иногда берутся под сомнение, и перед ними выбор – разделять эту точку зрения или нет. Тогда они начинают искать аргументы, чтобы подтвердить свои выводы. Так дети учатся критически мыслить, не принимая ничьих суждений на веру. Вернусь к вопросу о едином учебнике: если мы хотим научить детей ориентироваться в потоке информации, привить им вкус к самостоятельному мышлению, зачем сужать поле этой информации?

Разгорелась дискуссия о критическом мышлении как о методе обучения истории:

– Я понимаю критическое мышление в широком смысле, – сказал Сергей Сергеевич. – Есть разные типы мировоззрения: религиозное – оно основано на вере, житейское – на здравом смысле, и, наконец, научное. Это и есть то самое критическое мышление, о котором я говорю. Оно не принимает информацию на веру, поэтому не живёт в плену каких-то удобных вымыслов и штампов.

На открытом уроке и мастер-классе я пытался показать, как эта технология работает в моём понимании. Я стараюсь развивать у детей способность самостоятельно анализировать информацию, понимать и отделять обоснованные сведения от необоснованных, научные от антинаучных, а это очень серьёзное дело. Кстати, уже в пятом классе появляется глубоко мировоззренческая тема – происхождение человека. Тут широкое поле деятельности! Впервые ученики узнают и начинают понимать, что такое научная концепция и чем она отличается от антинаучной. В пятом классе это понятие даётся на самом простом уровне. В десятом – на более сложном.

Сейчас появилась так называемая альтернативная история, и распространяется разнообразная абсурдная информация. Например, о том, что египетские пирамиды построили инопланетяне или живущие в глубокой древности великаны.

– Нам необходимо противопоставить этому натиску вымыслов критическое мышление, о котором я уже говорил, оно не принимает суждение на веру. «Подвергай всё сомнению» – вот девиз человека, который хочет знать истину, в том числе историческую.

Чем вредны вымыслы и беспочвенные рассуждения в науке, даже самые, казалось бы, незначительные? Беда в том, что привычка верить на слово всем подряд рождает леность ума, который будет готов к самой беспардонной промывке мозгов.

– История – это реальные, очищенные от вымыслов, знания о прошлом?

– История – это процесс логического размышления над определёнными историческими фактами. И это далеко не знание о прошлом, а понимание прошлого, умение говорить с источниками на языке их современников.

Автор: (26 Авг 2016). Рубрика: Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




комментариев 7   “История с историей”

  1. volter

    Сейчас за научное мировоззрение легко под статью “О защите чувств верующих” угодить. В современном образовании к сожалению всё сказанное выглядит демагогией. Мысли и теория – одно, жизнь и реальность – другое. Лишнее доказательство – новый министр образования РФ О.В. Васильева. Смесь сталинско-православной идеологии. От диплома дирижёра до профессора истории. Случайность? …..

    • Артур Аллаяров

      У Вас есть основания вешать ярлыки? Полагаю, знакомы с ее научными трудами? Поясните, пожалуйста, вкратце, почему «смесь сталинско-православной идеологии»?

      • volter

        А. вы её адвокат? Не составит ли труда ознакомиться с её научными работами, рядом интервью и диссертацией на соискание учёной степени доктора исторических наук. Вперёд господин Аллаяров. Или всё-таки товарищ, или абзы …? Могу утверждать на 100 %(не сочтите за ярлык), что прежде вы поклонялись его “Величеству КПСС”, теперь постоянный посетитель культовых организаций. На современном этапе российской истории у большинства Ваших единомышленников каша из советско-религиозной мешанины. Извините если чем-то обидел. До свидания. Приятных поисков в пенсионно-беззаботном бытии.))

    • Артур Аллаяров

      Спасибо. Несколько неожиданно, конечно, что простой вопрос, простая просьба пояснить свою позицию вызвала у Вас такую экспрессию. Будь мне не 30 лет, а 60, я бы ознакомился с многостраничными трудами министра. А сейчас не могу – работать нужно, а не скучные тексты мусолить. Собственно, интересовался я лишь потому, что сын в следующем году идет в школу. И поэтому уже сейчас меня начинает волновать вопрос о том, какие новшества ожидают сферу образования в связи с новым ее руководством. А также потому, что впервые слышу о «сталинско-православной» идеологии и каше из «советско-религиозной мешанины». Уж очень экзотическое, должно быть, блюдо. Сами сварили?

  2. Николай

    «смесь сталинско-православной идеологии»?

    Это volter лукаво зашифровал слово патриотизм.

  3. Зимфира

    Это назначение как то спорным выглядит, вспомните Гарри Поттера-похожее назначение?

  4. Зимфира

    К сожалению, учебники историипишут здесь и сейчас. под конкретные правящие партии, что вчера было белым. сейчас считают серым . а то и черным.Может есть смысл, в учебниках описывать только факты, без учета мнения автора. правящей партии ? А там история рассудит.У моей бабушки были три брата, двое партизанили у красных, один ушел с белымии пропал. До самой смерти она горевала о нем. Как ей было объяснить с точки зрения официальной истории той поры кем он был- врагом? не нашим?

Ответить

*

Фотогалерея


Войти