Хенд-мейд вместо натюрморта, или Как подростки становятся отличниками

Мне подарили сердце в формате 3D: обычная на вид открытка раскрывается, и на ладонях оказывается бумажное сердце – объёмное, светлое, едва ли не пульсирующее. В тот же день я узнала, что такое топиарий, как ручной труд делает из человека изобретателя. И вновь убедилась: учителя – люди самые любознательные, а их ученики, пожалуй, самые счастливые.


КОТ В НОСКАХ 

Второй день городского образовательного форума был насыщенным и привлекательным для преподавателей самых разных дисциплин. Круглый стол, посвящённый взаимодействию семьи и школы, выездной практикум «Гео-квест», семинар о перспективах электронного образования – это и многое другое ожидало гостей на рабочих площадках форума, в школах №№ 1, 17, 31 и гимназии № 5.

Но по-настоящему долго можно смотреть на огонь, воду и на то, как учителя садятся за парты и выполняют школьные задания. Творческая мастерская «Развитие творческого потенциала у учащихся» собрала учителей ИЗО и технологии. На сдвинутых вместе столах – цветной беспорядок: бумага, ленточки, выкройки, линейки. Из беспорядка рождаются заколки, куклы-берегини и самые разные сувениры и игрушки. Например, коты. Полосатые, мягкие, нахальные – к ним тянется рука, от них глаз не отвести.

– Мы с моими пятиклассниками мастерим таких котов из обыкновенных носков, – рассказывает учитель ИЗО и черчения школы № 10 Надежда Владимировна Сюндюкова. – Идею я привезла из Уфы, там работает моя однокурсница. В конце учебного года нам даётся свободная тема по декоративно-прикладному искусству. Я сторонюсь шаблонов, использую нетрадиционные материалы. Из пары ненужных носков получаются коты (мальчикам, кстати, они удаются лучше). А из пуговок, бусинок и конфетных обёрток «вырастают» наши деревья счастья – топиарии.

– Вас больше увлекает возможность творчества или общение с детьми?

– Я с детства любила рисовать, закончила художественную школу и худграф. Но рисовать одной было бы скучно. Мне нравятся их вопросы, их удивление. Ребята ждут необычных уроков, предвкушают интересную работу: мало кому из них приходилось, скажем, красить поваренную соль. А мы её красим акварелью и укладываем в бутылочки волнами – цветные фантазии для оформления интерьера готовы. На таких уроках все получают пятёрки – за труд.

КИРИГАМИ – ЭТО ПО-НАШЕМУ!

– Кто ещё хочет попробовать? Кому дать трафарет? Хотела сказать «ребята», – с улыбкой спохватывается, обращаясь к коллегам, руководитель следующего мастер-класса Фаузия Кашфильмагановна Шагимухаметова (фото 2). – Чтобы бумага не ёрзала, можно закрепить на ней трафарет степлером…
За считанные минуты у сидящих за столами взрослых (фото 1) получаются объёмные открытки – ёлочки, бантики, сердечки.

Фаузия Кашфильмагановна Шагимухаметова учит рисованию и черчению воспитанников лицея № 1, а в свободное от работы время… делает то же самое:

– Техника киригами нравится мне давно. Оригами – это изготовление фигурок с помощью складывания бумаги, а в киригами используются ножницы или канцелярский нож. Детям особенно нравится мастерить открытки со своим объёмным именем, а я планирую сделать открытку с изображением фасада нашего лицея. Многим нравится кусудама – шарообразная бумажная модель, так называемый «шарик здоровья». Это оригинальный подарок, дети берутся за работу с энтузиазмом, но от них требуется терпение: справятся с первой поделкой – следующие пойдут легко. Бывает, у ребёнка не получается, он от досады сминает кучу бумаги и отправляет в ведро. Мы возвращаем поделку, остаёмся после уроков и доделываем. На следующий день автор с гордостью рассказывает: «Я дома ещё три таких шарика сделал: один маме подарил, а потом тётя в гости пришла – тоже попросила…».

– Вы и сами делаете горожанам подарок – на общественных началах ведёте творческую мастерскую в библиотеке № 4…

– На занятия приходят пожилые женщины, они с удовольствием осваивают современные техники, например, квиллинг. Мы мастерим из обрезков ткани украшения для шляпок, делаем модульное оригами, а изготовленные моими мастерицами куклы заняли первое место в городском конкурсе. Женщины рассказывают, что дарят свои поделки знакомым, сейчас просят научить их делать конфетные деревья. Когда очередное занятие заканчивается, они так сердечно говорят за него спасибо, что мою дневную усталость как рукой снимает, и я сама себе благодарна за то, что веду эту мастерскую.

– Руки сегодняшних детей знают всевозможные игрушки и гаджеты, их трудно удивить, скажем, цветным картоном. Вам комфортно с учениками?

– Когда я была маленькой, мечтала стать учителем. Потом мечта ушла – я закончила инженерно-педагогический институт в тогдашнем Свердловске и была далека от школы. В школу пришла позже – вместе с дочкой. И сразу поняла: без детей скучно, а с ними трудно, интересно и непрерывно чему-то учишься. Кстати, они умеют удивляться, например, тому, как из отслуживших жалюзи получаются симпатичные букеты роз для напольных ваз. Я после урока прошу ребят: «Если вам ваша поделка не нужна, оставьте, пожалуйста – я в других классах покажу». Оставляют, а потом приходят: «Можно забрать?». Всё-таки сделанное собственными руками – дороже всего.

Автор: (26 Авг 2016). Рубрика: Главное. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти